Сегодня мы испытываем огромную потребность в осознании сути данного хадиса. Со временем даже у тех, которые считают себя мусульманами, сложились некоторые неверные представления об Исламе. Одни пытаются придать Исламу представления, присущие другим религиям, полагая, что Ислам зовет к отшельничеству, и совсем удаляются от мирской жизни.
Другие, которых намного больше, не соблюдают совсем ничего предписанного! Также, как и первые, понимая Ислам как отказ от мирской жизни, они бегут от него и всех его предписаний.
В действительности же нужно чувство меры! Для того, чтобы стать самым богобоязненным человеком в мире, не нужно мучить себя, совершая то или иное физическое усилие. Для того, чтобы стать самым набожным человеком в мире, совсем не обязательно затевать какое-то сложное дело. Напротив, можно быть самым набожным и близким к Аллаху субханаху ва таъала человеком, не отказываясь от мирской жизни, наслаждаясь всеми разрешенными благами, в меру уделяя время для сна, в меру питаясь и имея семью.
Подтверждением этой великой истины является пример самого достойного в мире человека — Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Он всегда своевременно спал и молился, питался и постился, вел семейную жизнь в законных браках.
Именно потому, что Ислам является религией Всевышнего Аллаха, в ней учтены все потребности человека, ибо Сотворивший человека лучше Своих созданий знает и все его потребности и возможности.
Если бы было необходимо, чтобы человек ничего не ел, Всевышний Аллах создал бы его не нуждающимся в пище. Если же было бы необходимо, чтобы человек всегда был сытым, Аллах не предписывал бы пост.
Следовательно, человек должен в меру есть и в меру голодать. От постоянного голодания человека нет пользы ни для Всевышнего Аллаха, ни для него самого. Но умеренное голодание, хотя и не имеет пользы для Всевышнего Аллаха, полезно для человека, и Ислам требует от людей именно этого.
Точно также, если бы была необходимость в том, чтобы человек совсем не спал, Всевышний Аллах не сотворил бы его нуждающимся во сне. Если же человек все время бы спал, не поклонялся бы воему Создателю и не отличался бы от животного, Всевышний Аллах не предписал бы ему поклоняться. В чрезмерном сне нет пользы ни для Создателя, ни для самого человека, скорее, ему это даже вредно. В умеренном же сне и умеренном поклонении, хотя и нет пользы Всевышнеу Аллаху, есть польза для самого человека.
Если бы человек должен был быть безбрачным, Всевышний Аллах не создавал бы его в виде мужчины и женщины, не наделял бы их влечением и нуждой друг в друге. Точно так же, если бы человек удовлетворял свои сексуальные потребности не в законном браке, а так, как животные, то Всевышний Аллах не предписал бы совершать никах. Для Творца нет пользы от безбрачия человека, а для человека это плохо, как плохо и вредно беспорядочное удовлетворение сексуальных потребностей. Желая, как и во всем, только лучшего для людей, Всевышний определил для них законный способ удовлетворения их потребностей посредством никаха.
В Исламе такие занятия, как «сон», «питание», «семейная жизнь», не считаются мирскими делами, и к ним не призывают относиться с презрением. Напротив, они соответствуют исламскому учению и исполнение их с добрыми намерениями считается богоугодным делом и богослужением, ибадатом Аллаху.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.