Передается от Усмана радияллаху анху:
≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪В Судный день заступаются трое: пророки, алимы и мученики≫. Передал Ибн Маджа.
Пояснение: Этот благословенный хадис передается от Усмана ибн Аффан радияллаху анху. Познакомимся с ним поближе: Усман ибн Аффан ибн Абу Асе Умави ал-Кураши (куня - Абу Абдуллах). Уроженец Мекки. Одним из первых принял Ислам. Предводитель верующих (амирул муминин), третий из хулафаи рашидин (праведных халифов), один из десятерых, которым был пророчен рай. Дважды совершал переселение. Был женат на двоих дочерях Пророка саллаллаху алайхи васаллам - Рукии и Умму Гулсум, от чего получил прозвище ≪Зиннурайн≫ (обладатель двух светил). Один из шести сподвижников, кому Пророк саллаллаху алайхи васаллам выказал свое довольство при смерти. Во времена джахилии Усман был одним из богатейших людей своего племени. Он был благородным, богобоязненным, стыдливым человеком.
Участвовал вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам во всех походах. Он не смог участвовать только в битве при Бадре по причине тяжелой болезни жены Рукии. В этот день победа мусульман совпала с кончиной Рукии радияллаху анха. Усман ибн Аффан радияллаху анху был щедрейшим человеком, много подавал милостыню, делал пожертвования. В одном из походов он взял на себя расходы по содержанию половины воинов, во имя Аллаха в качестве милостыни раздал беднякам тысячу динаров, выкупил у одного иудея колодец под названием ≪Равма≫ и безвозмездно передал на пользование мусульман.
В 23 году хиджры мусульмане совершили байъат Усману ибн Аффан радияллаху анха. Период его халифата вошел в историю Ислама как эпоха великих фатхов. Именно в период его правления мусульманами были открыты (фатх) Африка, Сиджистан, Хорасан, Армения, Кавказ, Карман и Кипр. Священный Куръан был собран и приведен в форму книги. Были расширены Заповедная Мечеть и Мечеть Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Было введено провозглашение хутбы на праздничных намазах (Ийд) и возвещение первого азана на пятничных намазах. Всего Усман ибн Аффан радияллаху анху передал 146 хадисов. От него передавали ряд сподвижников и табиъинов. Три автора сборников ≪Сахих≫ включили в свои книги переданные им хадисы. Усман ибн Аффан радияллаху анху умер в возрасте 80 лет 12-числа месяца Зулхиджжа 35 г.х. Из смысла хадиса видно, что исламские улемы будут в почете не только в этом преходящем мире, но и в загробной жизни.
В Судный день ученые удостоятся высокого звания вслед за пророками. Их степень будет выше, чем у мучеников, которые отдали свою жизнь в борьбе за Ислам, на пути Аллаха. Всем нам известно, что собой представляет Судный день. Также всем хорошо известно, что в этот День все будут пребывать в горести и тревоге, в страхе, никому не будет дела до другого. Вот в такой день Аллах предоставит трем категориям из Своих рабов отдельные привилегии. Для них будет сделано исключение в испытании этих страхов, ужасов и мучений. Более того, им будет предоставлено даже право заступничества (шафаъат). Первыми воспользуются правом заступничества пророки алайхимуссалам. Они заступаются за тех, кого они сочтут достойными (по их усмотрению) и просят Аллаха ввести их в рай. После пророков право шафаъата будет передано ученым. Они также будут заступаться за тех, кого они сочтут достойными по своему усмотрению, и просят Аллаха ввести их в рай. Затем удостоятся этого права мученики.
Они также будут заступаться за определенных людей. Этот хадис указывает, насколько высока степень алимов в загробном мире. А это, в свою очередь, означает, что нужно сильно стремиться, чтобы стать алимом. Хадисов о достоинствах алимов очень много.
Мы приведем некоторые из них: Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
1. ≪В Судный день, когда Аллах азза ва джалла взойдет на Свой Трон для свершения суда между Своими рабами, Он скажет алимам: ≪Я дал вам Свое знание и Свою кроткость (хилм) только ради помилования всего того, что есть в вас, без разбирательства≫.
2. ≪В Судный день Аллах воскресит Своих рабов, отделит алимов от остальных и скажет им: ≪О алимы! Я давал вам Свои знания не для того, чтобы подвергать вас мучениям. Идите, Я вас помиловал≫.
3. ≪Лучшее поклонение - это фикх. Лучшее вероисповедание - это воздержанность≫ (Воздержанность - это употребление халала (дозволенного), оставление подозрительного, быть богобоязненным).
4. ≪Если смерть настигнет ищущего знание в поиске знаний, он является мучеником≫.
5. ≪Кого настигнет смерть в состоянии поиска знаний, то (разницей) между ним и пророками будет лишь само пророчество≫.
Эти пять хадисов передал имам Тирмизи. Имам Ахмад ибн Ханбал приводит хадис, где Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил: ≪Алимы на земле подобны путеводной звезде, помогающей ночью находить путь на суше и воде. Если звезды исчезнут, путники начинают сбиваться с пути≫. В хадисе, который передал имам Байхаки, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Алим и абид будут воскрешены. Абиду будет сказано: ≪Войди в рай≫. Алиму будет сказано: ≪За то, что ты воспитал в людях прекрасные нравы, стой непоколебимо, чтобы заступиться за них (шафаъат)≫. Нам необходимо брать пример с этих благородных хадисов, использовать их в своей жизни.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.