1446 год 20 Джумадаул аввал | 2024 год 21 ноябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Хадис

Борьба против отчаяния и дурных предзнаменований

06:19 / 05.01.2017 5137 Режим чтения + -


Борьба против отчаяния и дурных предзнаменований. Возрождение в человеке мечты и надежды, а также веры в себя

Четвертой заслугой Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам перед человечеством является его борьба против чувства безнадежности, отчаяния и дурных предзнаменований, а также пробуждение в человеке духа уверенности в себе.

До Ислама люди все больше утрачивали надежду на милость Аллаха, веру в доброту человека, разумность и справедливость бытия. Большую роль в том, что они оказались в таком состоянии, сыграли существовавшие в то время древние восточные культы, а также искаженное христианство, исповедовавшееся в Европе и на Ближнем Востоке.

Древние верования Индии основывались на идее танасух (переселение душ), согласно которой человек был асболютно лишен возможности волеизъявления и действия по своему усмотрению. Считалось, что каждому человеку непременно суждено терпеть какие-то мучения, для чего он должен был принять облик какого-либо дикого, домашнего или более мелкого, презренного животного либо измученного человека, третируемого и унижаемого всеми.

Христианство выступало с учением о том, что человек является грешным с момента своего рождения, а Мессия стал искупительной жертвой за его «первородный» грех. Естественно, это учение само по себе вселило в сердца миллионов последователей христианства в цивилизованных странах мира чувство неуверенности и отчаяния, утраты надежды на лучшее будущее и божественную милость.

Именно в такое время Пророк саллаллаху алайхи васаллам провозгласил тезис об изначальной чистоте природы человека, что она еще ничем не испорчена, на ней ничто не предначертано, но она может обрести прекраснейшие свойства, склонна и податлива воздействиям на пути к совершенству. Он саллаллаху алайхи васаллам объявил, что каждый человек сам начинает свою жизнь, что вознаграждения, грехи, рай и ад будут определены согласно его деяниям. Священный Куръан неоднократно подчеркивает, что каждый человек ответственен только за свои деяния, получает воздаяния или наказание только за то, что совершил он сам:

«Что не понесет носящая (душа) ношу (грех) другой, и что человеку – лишь то, к чему он стремился. И что поистине, его стремление скоро проявится. Затем воздастся (ему) за это воздаяние сполна» (Сура «Наджм», аяты 38–41).

Это заявление возродило утраченную человеком веру в свою сущность и способности. С данным ему Исламом величием, благородством и новой силой он – принявший это вероучение человек – приступил к возведению своего будущего и будущего всего человечества.

Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам объявил, что пороки, грехи, ошибки и заблуждения в жизни человека являются преходящими явлениями, что человек совершает их по незнанию, поддавшись обольщению, по непониманию, из-за попадания в сети шайтана и своих низменных желаний и пагубных страстей. Он также объявил о том, что благодеяния, признание своих грехов и раскаяние присущи самой природе человека, что обращение к Аллаху с мольбами, прошение Его о прощении и решительный отказ от совершения грехов являются привилегией человека, унаследованной от нашего праотца Адама алайхиссалам.

Для тех, кто по уши погряз в грехах и заблуждениях, Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам широко открыл двери покаяния и всеобщим призывом призвал к нему всех людей. Он достаточно подробно разъяснил достоинства покаяния. Пророк саллаллаху алайхи васаллам возродил эту великую основу религии и поэтому, наряду со своими другими красивыми именами, получил также и прозвище «набийют-тауба» – Пророк покаяния. Он отнесся к покаянию как к одному из самых достойных видов поклонения, а не к чему-то такому, о чем вспоминают лишь при крайней необходимости. Через покаяние человек скоро получил возможность быстро достигать высочайших уровней – быть приближенным и валийем (другом) Аллаха. Благочестивые, набожные, почтенные и благонравные рабы Аллаха стали смотреть на это положение с восхищением и любовью.

Изумительным и вызывающим трепет в сердцах образом Куръан описал достоинство и всеохватность покаяния, а также способы очищения от самых больших грехов. Священный Куръан призвал порочных людей и грешников, рабов нафса и шайтана просить защиты у Аллаха и прибегать к Нему.

«Скажи: «О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, Аллах прощает все грехи. Поистине, Он – Наипрощающий, Наимилосердный» (Сура «Зумар», аят 53).

В следующем аяте суры «Тауба» Аллах упоминает разные категории Своих праведных рабов и начинает этот перечень с упоминания кающихся:

«(Они) кающиеся, поклоняющиеся, прославляющие, постящиеся, совершающие рукуъ, падающие ниц, повелевающие к одобряемому, запрещающие неодобряемое и соблюдающие границы Аллаха. И благовещай верующих!» (Сура «Тауба», аят 112).

В столь высоком положении раба Божьего, который раскаялся и прекратил совершать грехи, можно наглядно убедиться на примере трех человек, чьи покаяния были приняты. Они, будучи сподвижниками Пророка саллаллаху алайхи васаллам, без уважительных причин отстали от похода на Табук. Сначала Куръан упоминает о Пророке саллаллаху алайхи васаллам, мухаджирах и ансарах – участниках этого похода. Только после этого Он упоминает о тех троих, чтобы не смущать людей, не участвовавших в походе, которые впоследствии искренно раскаялись. Разве имеется в истории мира, историях религий, философий и государств более яркий пример принятия покаяния?!

«Действительно Аллах принял покаяние Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в час тягости, после того, как чуть ли не совратились сердца части из них. Потом Он принял их покаяние. Поистине, Он к ним Кроток, Милосерд!

И к тем трем, которые отстали. А когда стеснилась для них земля, хотя она широка, и стеснились для них свои души, и подумали они, что нет убежища от Аллаха иначе, как у Него, потом Он принял их покаяние, чтобы они раскаялись. Поистине, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный!» (Сура «Тауба», аяты 117–118).

После этого Куръан объявляет о главном принципе, заключающемся в том, что милость Аллаха беспредельна и она опережает (преобладает) Его гнев.

«А милость Моя объяла каждую вещь» (Сура «Аъраф», аят 156).

В одном из хадисов-кудси (хадис, слова которого от Пророка саллаллаху алайхи васаллам, а смысл – от Аллаха) говорится:

«Поистине, Моя милость опередила мой гнев».

Всевышний Аллах говорит в Куръане устами Яъкуба алайхиссалам:

«…Поистине, не отчаивается в милости Аллаха никто, кроме народа неверующего…» (Сура «Юсуф», аят 87).

В другом месте приводятся слова Ибрахима алайхиссалам:

«…А кто отчаивается в милости Господа своего, кроме заблудших?» (Сура «Хиджр», аят 56).

Таким всеобщим открытым призывом к покаянию, разъяснением его достоинств, всеохватности и всеобъемлемости, Пророк саллаллаху алайхи васаллам спас находившееся в трудном положении человечество от недуга безнадежности и сомнений, от страха перед тем, что Всевышний Аллах в гневе отвернется от оступившихся и согрешивших.

Из книги «Пророк, явившийся мирам милостью»


Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
75. Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху.Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал мнеmdash Мне сказали, что, поистине, ты не спишь ночами и постишься днемЯ читать полностью

1397 12:00 / 17.07.2020
..Абу Саъид сказал, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал .Тому, кто не проявляет милосердия, будет отказано в милосердии,.Жарир ибн Абд Аллах сказал, что читать полностью

4970 17:45 / 19.01.2019
64. Передается от него же.Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказалmdash Вся моя умма войдет в рай, кроме тех, кто откажется.Люди спросили mdash О Посланник Аллаха, а кто читать полностью

2238 18:05 / 01.07.2020
Однако народ уже тогда был безграмотным, а книг на родном языке практически не было. Были только копии переводов книги .Риядус салихин,, которую перевел и издал читать полностью

2428 16:00 / 20.03.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью