Кто кормил Пророка алайхиссалам грудью?
У арабов в те времена был обычай отдавать своих новорожденных детей женщинам кочевых племен для кормления грудью. По их мнению, дети, вскормленные женщинами, живущими в степях, вырастали более здоровыми и умными, ибо там и воздух был чище, и нрав степных людей был лучше.
Первые несколько дней Пророка саллаллаху алайхи васаллам кормила рабыня его дяди Абу Лахаба по имени Сувайба.
В те дни в Мекку из степей прибыли кормящие женщины племени Бану Саъд, чтобы взять на кормление новорожденных младенцев.
В тот год была сильная засуха, от которой люди очень страдали. Женщины старались взять на кормление детей из более богатых семей, чтобы заработать на этом. Поэтому среди них не нашлось той, которая бы хотела взять младенца, не имевшего отца.
Женщина по имени Халима, которая отстала ото всех из-за того, что вьючное животное, на котором она ехала, хромало, также намеревалась получить ребенка из богатой семьи. Однако ей помешало ее опоздание. Ее подруги уже разобрали всех детей из богатых семей. Сначала Халима также отказалась брать сироту. Но поскольку больше уже никого не осталось, она подумала:
«Что же теперь, вовсе никого не брать и возвращаться обратно? Ведь женщины повсюду будут говорить, что Халима вернулась ни с чем! Лучше уж взять хотя бы этого сироту, которого зовут Мухаммадом». Сам Аллах пробудил в сердце Халимы жалость к этому ребенку, и она взяла для кормления Мухаммада алайхиссалам.
Халима и прибыла в Мекку, и отправилась в обратный путь позже других, но тут ее вьючное животное вдруг поправилось и стало передвигаться быстрее. Поразительно, но ее животное, прежде отстававшее от всех, на обратном пути стало обгонять остальных. Халима, выехавшая из Мекки позже других, добралась до своего дома раньше всех. Сама того не сознавая, она начала кормить грудью самого лучшего человека из всех созданий Всевышнего Аллаха.
Конечно, тогда она еще не знала, что войдет в историю человечества как кормилица последнего Пророка – Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.
Она не знала, что в последующем, на протяжении веков, миллионы мусульман будут вспоминать ее с величайшим почтением, называя «мать Халима Саъдия радияллаху анха (да будет доволен Аллах ею)».
Но она увидела, как только начала кормить этого ребенка, что во всем стала появляться благодать. У нее самой прибыло молока. Ее дом наполнился изобилием. Где бы ее дети ни пасли свой скот, он всегда был сытым и давал много молока.
Поэтому, даже когда вышло время кормления ребенка, ей не хотелось отдавать его обратно. Когда Мухаммаду Мустафа саллаллаху алайхи васаллам исполнилось два года, и она повезла ребенка к его матери, то попросила, чтобы он остался у кормилицы еще на некоторое время. Амина дала свое согласие.
Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам обычно играл вместе со своими молочными братьями и сестрами на чистом степном воздухе.
Однажды, когда было очень жарко, Халима Саъдия хотела привести детей домой и уложить спать на некоторое время. Позвав их, она сказала, что на солнце у них может случиться удар. Тогда ее дочь сказала:
– Если мы будем играть с Мухаммадом, солнце нам не повредит, потому что над ним постоянно стоит облако.
Так Халима Саъдия еще раз убедилась, что Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам, – необычный ребенком.
Однажды, когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам играл в степи вместе с детьми, произошло необычное событие. В истории это событие получило название шаккус-содр («вскрытие груди»). Это было одной из мер подготовки Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам к пророчеству.
Вскрытие груди Пророка саллаллаху алайхи васаллам
Передается от Анаса радияллаху анху:
«Поистине, к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, когда он играл с детьми, прибыл Джибрил. И взял его Джибрил и повалил на землю, и вскрыл его грудь, и вытащил его сердце. А затем извлек из него нечто похожее на пиявку и сказал:
– Это – удел шайтана в тебе.
Затем промыл его (сердце) в чаше из золота водой Замзама, а потом перевязал его, и вернул его на свое место.
И прибежали дети к его матери, то есть к кормилице, и сказали:
– Мухаммад убит!
Когда пришли к нему, он стоял весь бледный.
Анас сказал: «И действительно, я видел след этого шва на его груди саллаллаху алайхи васаллам».
Передал Муслим. Аллах – лучше знающий.
Событие, о котором повествует этот хадис и которое известно под названием шаккус-содр – вскрытие груди, было одной из мер Всевышнего Аллаха, предпринятых для того, чтобы подготовить Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам к пророчеству. Оно очень напугало кормилицу Халиму Саъдию и она вернула Пророка саллаллаху алайхи васаллам его матери Амине.
Смерть матери
Когда Пророку саллаллаху алайхи васаллам исполнилось шесть лет, Амина повезла его в Ясриб. Мать и дитя посетили могилу любимого ими Абдуллаха ибн Абдулмутталиба, который одну оставил молодой вдовой, а другого, еще не родившегося, – сиротой. Посетив могилу, невеста, не успевшая вкусить радостей супружества, и сын, не увидевший своего отца, отправились обратно в Мекку.
В пути, когда они достигли местечка Авбаа, скончалась и Амина. Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам потерявший отца еще будучи во чреве матери, теперь, в шесть лет лишившись также и своей матери, стал круглым сиротой.
Вряд ли в истории часты случаи, когда ребенок родителей, еще не достигших двадцати лет, оставался сиротой. Возможно, и это было одной из мудрых мер Аллаха, предпринятых Им для возмужания будущего Пророка.
Ребенка, оставшегося без матери на чужбине, привезла в Мекку служанка по имени Умму Айман ал-Хабашия и передала Абдулмутталибу.
Шейх Курайша Абдулмутталиб был очень милосердным к своему осиротевшему внуку. Он всегда брал Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам с собой и усаживал его на свое место в тени Каъбы. Так прошло два года. Мухаммаду Мустафа саллаллаху алайхи васаллам исполнилось восемь лет. И вот теперь, когда он немного подрос и мог начинать чему-нибудь учиться, умер и Абдулмутталиб. Горечь сиротства стала еще острее.
Но наши улемы воспринимают взросление Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам сиротой, как мудрое предначертание Всевышнего Аллаха. Если бы он не вырос сиротой, в будущем его враги могли сказать, что он называет себя пророком, научившись подобным вещам от своих родителей или деда. Но когда человек, выросший сиротой, станет провозглашать высочайшей мудрости учения, это явится еще одним подтверждением того, что это учение исходит от Всевышнего Аллаха.
Пребывание с дядей Абу Талибом
Юного Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам оставшегося без родных после смерти Абдулмутталиба, взял на свое попечение его дядя по отцу Абу Талиб.
Абу Талиб был родным братом (по матери и отцу) Абдуллаха, отца Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Он любил Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам больше, чем своих сыновей Али, Джаъфара и Акийла, постоянно брал его с собой.
Сам Всевышний Аллах позаботился о том, чтобы Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам рос без каких-либо недостатков. Он саллаллаху алайхи васаллам рос без влияния всякого зла, обретая только добродетели и достоинства.
Когда Пророку саллаллаху алайхи васаллам было четырнадцать или пятнадцать лет, ему пришлось участвовать в битве между племенами Курайш и Кайс. Он подавал своим дядям стрелы для лука. Так он на деле узнал о том, что такое война, мужество и отвага.
Достигнув совершеннолетия, Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам стал пасти овец, зарабатывая этим на жизнь. Он саллаллаху алайхи васаллам пас овец за очень небольшую плату.
И в этом деле, по милости Аллаха, была определенная подготовка к тому, чтобы в будущем он стал пророком. Все пророки в свое время пасли овец – самых безобидных, смирных из всех животных. Потому как это было их подготовкой к руководству своими уммами в будущем.