28. Передается от Анаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Выйдет из ада тот, кто сказал “Лаа илааха иллаллаху” и в чьем сердце — ийман весом с ячменное зерно. И выйдет из ада тот, кто сказал “Лаа илааха иллаллаху” и в чьем сердце — ийман весом с пшеничное зерно. И выйдет из ада тот, кто сказал “Лаа илааха иллаллаху” и в чьем сердце — ийман весом с пылинку».
Абу Саъид сказал:
— Кто же засомневался, пусть прочтет аят: “Воистину, Аллах не поступит несправедливо даже весом c мельчайшую частицу (в малейшей степени)”».
Пояснение: В данном хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит о значении и важности иймана, о том, что ийман бывает различных степеней, и о том, что в конце концов он обуславливает выход из ада. Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит: «Лаа илааха иллаллаху», но это не означает, что можно не произносить остальную часть свидетельства: «Мухаммадур Расулуллах». Всем известно, что в данном случае подобное сокращение использовано только потому, что при произнесении: «Лаа илааха иллаллаху», обязательно подразумевается и остальное: «Мухаммадур Расулуллах».
Абу Саъид сказал: «Кто же засомневался, пусть прочтет аят: «Воистину, Аллах не поступит несправедливо даже весом c мельчайшую частицу (в малейшей степени)»
Те, кто сомневается в смысле рассматриваемого хадиса, могут прочитать указанный аят из суры «Ниса».
В этом аяте Аллах субханаху ва таъала сказал:
«Воистину, Аллах не поступит несправедливо даже весом c мельчайшую частицу (в малейшей степени). И если [деяние] будет прекрасным, приумножит его и даст от Себя великое вознаграждение!» (сура «Ниса», аят 40).
Иными словами, ничто из деяний человека в этом мире не останется не учтенным. Аллах субханаху ва таъала вершит суд исключительно справедливо. Каждому Он воздаст в соответствии с его деяниями и делами, и ни к кому не будет проявлена несправедливость.
«Воистину, Аллах не поступит несправедливо даже весом c мельчайшую частицу (в малейшей степени)».
Однако: «...если [деяние] будет прекрасным, приумножит его».
В нижеследующем хадисе смысл этого аята проясняется еще больше.
Ибн Абу Хатим передал от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху:
«В Судный день будет приведен человек, будь то мужчина или женщина, и перед всеми созданиями, от первого до последнего, глашатай объявит: “Это такой-то, сын такого-то. Если у кого есть право на нем (если он долже кому-то), топусть придет и возьмет”.Женщина станет грезить: если бы у меня было право на моем отце, на моей матери, на моем брате, на моем муже».
Сказав это, Абдуллах ибн Масъуд прочитал аят: «…не будет родства между ними в тот День, и не будут они расспрашивать друг друга» (сура «Муминун», аят 101), и продолжил:
«Аллах простит из Своего права то, что захочет, но не простит ничего из прав людей. Затем Он обратится к людям и скажет:
— Отдайте людям принадлежащее им право.
Человек скажет:
— О мой Господь, но ведь мир закончился, как я отдам их права?
Аллах скажет:
— Возьмите из его хороших деяний и отдайте каждому правообладателю сообразно понесенной несправедливости.
Если человек является другом Аллаха, то даже если у него останется хоть крупинка благодеяний, Аллах умножит это в несколько раз и благодаря этому савабу водворит его в рай.
Затем Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху прочитал аят: «Воистину, Аллах не поступит несправедливо даже весом c мельчайшую частицу (в малейшей степени), и если (деяние) будет прекрасным, приумножит его…», и продолжил свои слова:
«Если же человек злосчастный, то ангел скажет:
— О мой Господь, у него не остались благодеяния, но много истцов.
Аллах скажет:
— Возьмите из злодеяний истцов и прибавьте к его злодеяниям. Затем дайте ему место из ада.
Однако дело не ограничивается одним лишь приумножением благодеяний благочестивых и счастливых. Сверх того им дается еще и самое большое вознаграждение:
Аллах им «даст от Себя великое вознаграждение!».
Этим великим вознаграждением является рай.
Если Всевышний Аллах объявил, что воздаст за каждую мельчайшую частицу благих и злых деяний, то каждый человек может сам представить последствия своих более крупных грехов и проступков.
Этот хадис, подчеркивающий всю важность слов шахады, одновременно содержит сильный аргумент против невежд, утверждающих, что якобы достаточно произнести калиматуш шахаду, а «все остальное — лишнее». Аргумент в том, что сам факт выведения человека из ада свидетельствует, что этот человек туда все-таки попал! Значит, произнесение слов шахады не уберегает от ада, если после этого человек совершил серьезные грехи.
Сообщество мусульман единодушны во мнении, что грешный правоверный попадет в ад и подвергнется наказанию сообразно совершенным грехам, но затем он выйдет из ада. Тем не менее, даже временное пребывание в аду — это величайшие страдания. Те, кто заявляет: «Все равно человек будет выведен из ада», и продолжает осознанно повторять очевидные грехи, рискуют тем, что могут и не выйти из ада. Ведь сознательное повторение того же греха означает привыкание к нему и оправдание его какими-то внутренними доводами, которые поневоле могут превратиться в куфр веры, то есть в отрицание того, что данное действие — запрещенное и недопустимое деяние (харам). А в этом случае человек покидает Ислам.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Величие слов шахады («Лаа илааха иллаллаху»).
2. Произнесший свидетельство веры в конце концов выйдет из ада.
3. Недостаточно лишь произнести слова шахады, вера обязательно должна присутствовать в сердце человека.
4. Ийман в сердце человека может быть и величиной с мельчайшую во вселенной частицу или с пшеничное или ячменное зернышко, то есть очень малой, но он должен быть.
5. Даже правоверные попадают в ад, если они совершают грехи.
6. Правоверный (сохранивший правильную веру), совершивший любой грех, кроме вероотступничества, не становится кафиром и не останется в аду навечно (Разве только, если грехи, будучи повторяемы, не привели его к полному куфру, тое есть к отрицанию недопустимости греха).
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.