Передается от Сахла ибн Саъда радияллаху анху: ≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Клянусь Аллахом, что наставление Аллахом одного человека на праведный путь твоим наставлением лучше для тебя, чем красные верблюды≫. Передали трое.
Пояснение: Сначала познакомимся с Сахлом ибн Саъдом радияллаху анху поближе. Сподвижник Сахл ибн Саъд радияллаху анху был одним из ансаров из племени Хазрадж. Раньше его звали Хузн (трудность, тяжесть). Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам дал ему имя Сахл (легкость, облегчение). Всего Сахл ибн Саъд передал 188 хадисов. От него передавали Абу Хурайра, Саъийд ибн Мусаййиб, Аз-Зухри, Абу Хазим, его сын Аббас ибн Сахл. Он умер в 91 году от хиджры в возрасте 100 лет. В этом благородном хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит о достойнейшем и величайшем деле, как обучение людей предписаниям религии и наставления на праведный путь. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал эти слова почтенному Али ибн Абу Талибу радияллаху анху, когда отправлял его в Хайбар. Как известно, Пророк саллаллаху алайхи васаллам не клялся по каждому случаю. Однако, ввиду чрезвычайной важности вопроса, он начинает этот хадис со словами ≪Клянусь Аллахом≫.
≪Клянусь Аллахом, что наставление Аллахом одного человека на праведный путь твоим наставлением лучше для тебя, чем красные верблюды ≫. В те времена самым красивым и ценным имуществом у арабов считался верблюд, обретший по зрелости красноватый оттенок. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорит почтенному Али: ≪О Али! Стать причиной наставления одного человека на праведный путь (принятия Ислама) для тебя лучше, чем подавать в милостыню самое предпочтительное богатство - красных верблюдов≫. С самого начала книги мы твердим, что наставлять людей на правильный путь, обучать их знанию является одним из величайших деяний в Исламе.
Из приведенного хадиса нам становится ясным, насколько больших воздаяний может быть удостоен человек, который научил одного человека знаниям, показал ему то, чего он не знал, исправил его заблуждения, наставил его на правильный путь. Польза, извлекаемая нами из этого благородного хадиса ясна - это необходимость мобилизации всех наших сил и возможностей на призыв людей к религии Аллаха - Исламу, к следованию ему предписаниям. Мы очень нуждаемся в соблюдении этого хадиса в своей жизни, ибо в сегодняшней действительности мы очень отдалены от Ислама. Еще очень много людей, до кого нужно довести наставления Ислама. Даже среди тех, кто считает себя мусульманином, много не вставших на истинный путь наставления! Вышеприведенный хадис призывает наставлять таких людей на праведный путь.
Действительно, насколько же велико воздаяние за наставление в Ислам человека, даже не ведавшего о нем! Насколько же велико воздаяние за обучение ≪калимату шахада≫ человека, считавшего себя мусульманином, но не знающего шахаду, за наставление человека на совершение намаза, доселе не совершавшего его. Стать причиной наставления на правильный путь человека, не следовавшего предписаниям нашей веры, лучше чем любые другие виды милостыни. Насколько же велико воздаяние за то, чтобы быть причиной отречения людей от совершаемых скверных деяний, таких, как употребление алкоголя, прелюбодеяние, воровство, мошенничество, наговоры и клевета! Это - воздаяния за наставление на праведный путь только одного человека, обещанные Всевышним Аллахом.
Трудно даже представить, насколько будут большими воздаяния, если мы станем причиной наставления на истинный пусть не одного, а десяти, ста, тысячи и больше человек! Именно поэтому каждый из первых мусульман, который глубоко понял суть и дух этого хадиса и неизменно следовал ему, становился настоящим проповедником Ислама. Проповеднику необязательно иметь звание ≪мулла≫ и облачаться в чалму и чапан. К Исламу должен призывать каждый мусульманин без исключения. Иногда проповеди простых мусульман дают больше эффекта, чем проповеди некоторых мулл. Насколько же эффективным будет проповедь, например, врача-мусульманина, если он приводит в аргументы божественные явления в медицине, основываясь на свой опыт. Люди и других профессий, в совершенстве овладев знаниями своей сферы, глубоко изучив свою веру, должны призывать людей следовать предписаниям Ислама, показывая личный пример. Вот тогда можно считать, что мы выполнили свой долг.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.