≪Кто установит в Исламе прекрасную сунну≫. Если мусульманин заложил основу полезного, праведного нововведения в Исламе, создал новуюсунну, ≪которая будет соблюдаться после него≫ и мусульмане будут следовать этой сунне, ему ≪будут записаны столько воздаяний, сколько воздастся тем, кто следовал этой сунне. При этом их воздаяния нисколько не уменьшатся≫.
Человек, ставший причиной появления упомянутой прекрасной сунны, будет получать столько воздаяний, сколько было воздано соблюдавшим его сунну, даже после смерти. При этом от этого не уменьшатся воздаяния последовавших за ним. Они так же будут получать свои воздаяния полностью. Но это правило распространяется и на тех, кто стал причиной скверной сунны и его последователей. Человек, который ≪установит в Исламе какую- либо скверную сунну≫, положит начало нововведению, противоречащему Куръану и сунне, исламскому шариату. Если эта отрицательная сунна ≪будет соблюдаться ≫, то люди будут совершать грех, следуя его сунне. В результате ему ≪будут записаны столько грехов, сколько записано тем, кто совершал эти греховные деяния. При этом их грехи нисколько не уменьшатся≫.
Человеку, ставшему причиной появления скверной сунны, будет записано столько греха, сколько будет записано тем, кто следовал этой сунне, даже после его смерти. При этом грехи последовавших за ним не уменьшатся. Им также будут записаны грехи соразмерно их деяниям. Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. В Исламе дозволено появление и благой сунны, положительных нововведений.
2. Последовавшие за новой сунной получат воздаяния.
3. Человеку и после смерти будут записываться воздаяния за благую сунну, которую он создал.
4. Человеку, ставшему причиной появления хорошей сунны, будут воздаваться столько наград, сколько будет воздано его последователям.
5. Если за деяние одного человека будет воздано другому, воздаяния первого от этого не уменьшатся.
6. Есть вероятность появления сунны, противоречащей учениям Ислама.
7. Последователям скверной сунны будут записываться грехи.
8. Человеку и после смерти будут записываться грехи из-за введенной им скверной сунны.
9. Человеку, создавшему скверную сунну, будут записываться столько грехов, сколько будет записано его последователям.
10. Если человеку будет записан грех за деяние другого человека, его грехи от этого не уменьшатся.
Теперь поразмыслим о действии этого хадиса в нашей жизни. Мы должны правильно понимать, как праведные сподвижники в духе Куръана и сунны решали проблемы, которые появляются у нас, но отсутствовали при жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Это и есть одна из основных задач исламского фикха! Однако, нельзя сказать, что нет таких людей, кто ругает и фикх, и факихов, иначе воспринимая эту проблему. Иншааллах, мы подробно рассмотрим этот вопрос в свое время. А сейчас нам следует знать, что в Исламе, как сказано в хадисе, возможно появление хорошей сунны. Это происходило и раньше, возможно, произойдет и в будущем. Это - праведное деяние, которое воздастся благами, и нам не следует забывать, что для этого требуется знание. Также следует знать, что существует вероятность появления и скверной сунны в Исламе, что имело место в истории, и возможно, будет происходить и в будущем. Нам следует знать, что и здесь требуется знание, чтобы уметь различать благое нововведение от скверного. Мы должны, если сумеем, создать хорошую сунну, но ни в коем случае нельзя стать причиной возникновения плохой сунны.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф