Известно, что жизнь человека не протекает одинаково, по происшествии времени она меняется. Всевышний Аллах сделал Ислам и его шариат постоянными вплоть до Судного дня. Поэтому Всевышний Аллах не приспособил Ислам лишь только на период жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Напротив, Он сделал Ислам действующим на все времена, до конца света, научил мусульманскую умму решать каждую новую проблему, возникающую в будущем, на основе канонов Куръана и сунны. Поэтому в исламском шариате после Куръана и сунны существуют третий и четвертый масдары (источники) - ≪Иджмаъ≫ и ≪Кыяс≫. ≪Иджмаъ≫ по словарю обозначает ≪собрание, скопление≫. В шариатской терминологии это слово означает единогласное решение вновь появившейся проблемы собранием муджтахидов того времени.
Слово ≪Кыяс≫ означает в словаре ≪сравнение, сопоставление≫. Кыяс в шариате подразумевает решение появившейся проблемы путем ее сравнения с существующими директивами в Куръане и сунне. Значит, этот метод решения появляющихся новых проблем изложен самим Куръаном и сунной, для них определены соответствующие правила и предписания. Уже это говорит о полноценном совершенстве шариата Ислама. Если в шариате было бы сказано: ≪будете жить только по предписаниям, существующим в Куръане и сунне, не будете иметь дело с новыми проблемами, появляющимися в будущем≫, это считалось бы его несовершенством. Отсутствие способов и правил решения таких проблем, изложенных в духе Куръана и сунны, было бы изъяном религии. Иншааллах, в свое время мы еще изучим этот вопрос подробно. Однако, здесь мы вкратце затронули вопрос лишь с целью уяснить, что в Исламе возможно появление новой сунны. Примером появления в Исламе хорошей сунны может служить введение совершения намаза таравих джамаатом (в сборе).
Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал намаз таравих в одиночестве. Впоследствии, некоторые сподвижники присоединились к нему. Однажды на намаз таравих собрались много людей. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не вышел, несмотря на то, что люди ждали его. Люди начали издавать кашли, подавая знак. Наконец, отправили представителя и довели до Пророка саллаллаху алайхи васаллам, что люди ожидают его для совершения намаза таравих. Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал, что он опасается, что этот намаз станет (по велению Аллаха) фардом или ваджибом, если его будут совершать джамаатом, и не вышел. Однако почтенный Умар радияллаху анху, заметив в период своего халифата равнодушное отношение людей к таравиху, внедрил порядок совершения этого намаза джамаатом. Также, при жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам Благородный Куръан не был собран в форме книги. Учитывая, что в битвах Ридды стали мучениками множество хафизов (чтецов, знающих Куръан наизусть), в период халифата Абу Бакра радияллаху анху Куръан был собран воедино. Подобных случаев положительных нововведений много и они будут появляться и впредь. В такой ситуации необходимо действовать только на основании правил Ислама, чтобы не создать плохую сунну, действуя по-своему. Этот хадис Пророка саллаллаху алайхи васаллам подчеркивает именно этот смысл и служит для вдохновения к добрым делам, предостережения от скверных деяний. Их осуществление требует только знаний, без знания нельзя решать эти проблемы в духе Куръана и сунны, поэтому автор рахматуллахи алайхи, основываясь на общих правилах, приводит этот хадис в главе о вечности следов знания.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф