3. ≪Праведный потомок, молящийся за него≫. До верующего человека будут доходить воздаяния, если за него будут молиться его потомки. Для этого мусульманин должен воспитать своего ребенка богобоязненным человеком, настоящим мусульманином, возносящим мольбу за своих родителей. Верующие родители рожают и воспитывают детей именно с этой целью. Родители растят детей, чтобыони поминали их после смерти, молились за них. Такова цель религиозного воспитания! Данная цель достигается, если только потомок станет верующим, набожным и богобоязненным человеком и не забудет свою ответственность по вознесению молитв за своих родителей. Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. После смерти человека прервутся все его деяния, кроме трех.
2. Человеку, который дал действующую милостыню, воздаяния не прекратятся и после его смерти.
3. Человеку, который оставил после себя полезное знание, воздаяния не прекратятся и после его смерти.
4. Человеку, который оставил после себя праведного потомка, воздаяния не прекратятся и после его смерти. А теперь взглянем на мудрость данного благородного хадиса через призму действительности нашей сегодняшней жизни. Во многих мусульманских странах продолжается осуществление действующей милостыни. Вакфы мусульман хорошо сохраняются. Во множестве мусульманских стран функционируют министерства по делам вакуфов.
Вакуфные имущества используются по предназначению, завещанному их владельцами. Опекуны вакуфных имуществ, отчисляя свой заработок от прибыли использования вакфа, стараются расширить и сохранить вакф в лучшем состоянии. Основные средства используются согласно условиям, определенным владельцем вакфа. Например, если в качестве вакфа для бедных оставлена одна торговая лавка, то прибыль с нее расходуется на бедных. Если вакфом сделано здание, то в этом здании предоставляются места для неимущих или же здание сдается в аренду, а поступившие средства раздаются неимущим. Если вакф был назначен для медресе, то поступившие средства от вакфа расходуются в пользу медресе. Таким образом, продолжается действие милостыни - постоянной помощи для нуждающихся, и данная система поддержки неприкосновенна. Такая же картина наблюдается и в оставлении полезного знания. Необходимо содействие всех мусульман, чтобы ученые могли подготовить как можно больше учеников.
Кто-то поможет по мере своих возможностей в строительстве научного учреждения, в его комплектации оборудованием, поддержании и обслуживании. Другие помогут в издании или приобретении книг. Каждый, кто желает служить знаниям, кто хочет, чтобы после него не прекращались воздаяния за полезное знание, будет вносить свой вклад по мере своих возможностей. Ему воздастся соответственно его вкладу. Это благое дело успешно продолжается во многих мусульманских странах. Те, кто внес свой вклад в это, как и сказано в хадисе, совершили деяния, воздаяния которых не прерываются и после их смерти. Несмотря на то, что сам человек умер и у него закончилась возможность совершать воздаваемые деяния, в его книгу деяний непрестанно будут записываться воздаяния. Другие не могут быть удостоены такого счастья. А те, кто противится этому, ставит на этом пути преграды, будут прокляты в обоих мирах. Еще одно доброе дело - оставить после себя праведного потомка. Немногим ранее мы упомянули, что это - одна из основных целей воспитания потомков в мусульманском мире.
К сожалению, в последнее время люди перестали обращать внимание на проблему оставления после себя праведного потомка, молящегося за родителей. Исламское воспитание потеряло свою значимость. В результате люди стали оставлять после себя не молящихся за их душу потомков, а приносящих проклятия отпрысков-негодяев. Можем ли мы назвать праведным потомком того, кто не может произнести шахаду, не ведает ни о вероисповедании, ни о вероубеждении, ни разу в жизни не знавшего саджду, не допускающего и мысли о свершении других поклонений? Такие потомки никогда не смогут приносить воздаяний своим родителям, напротив, они принесут только проклятия и проклинання. Каждый, кто все еще не возносил моление за своих родителей, незамедлительно должен исправиться. Обретя веру и вероубеждение, поклоняясь Аллаху, после своих намазов, поклонений и благих дел, он должен молиться за души своих родителей. И только тогда он исполнит свой долг раба перед Аллахом и долг потомка перед родителями. Наравне с этим, родители должны уделять отдельное внимание исламскому воспитанию своих детей. Только тогда они смогут оставить после себя потомков, возносящих за ними мольбу. Только тогда они оставят после себя непрестанно воздаваемое деяние.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф