Передается от него же:
≪Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Поистине, из того, что достигает правоверного из его деяний и добрых дел после смерти - знание, что он обучал и распространял, праведный потомок, которого он оставил, или Мусхаф, который он оставил в наследство, или мечеть, которую он построил, или дом для обездоленного путника, который он построил, или река, которую он провел, или милостыня, которую он отдал из своего имущества при здравии и жизни. Они доходят до него после смерти≫. Передали Ибн Маджа, Байхаки и Ибн Хузайма.
Пояснение: Этот благословенный хадис также передается от Абу Хурайры радияллаху анху. Здесь Пророк саллаллаху алайхи васаллам излагает смысл предыдущего хадиса, упомянутого в общих чертах, более расширенно, с пояснениями. ≪Поистине, из того, что достигает правоверного из его деяний и добрых дел после смерти≫. Воздаяния за следующие деяния будут достигать верующего и после его смерти:
1. ≪Знание, что он обучал и распространял≫. Здесь имеется в виду знание, переданное непосредственно в занятиях. Значит, если мусульманин обучал других знаниям, то воздаяния, получаемые за те знания, будут его достигать даже после смерти. Далее упоминаются распространенные знания. Способов распространения знаний очень много. Сюда относятся написание книг, строительство научных учреждений, их оснащение оборудованием, комплектация инвентарем, оказание помощи представителям науки, распространение знаний посредством книг и других средств массовой информации. Мусульманин получает воздаяния за подобные деяния и после его кончины.
2. ≪Праведный потомок, которого он оставил ≫. Об этом мы подробно рассказали в пояснении предыдущего хадиса.
3. ≪Мусхаф, который он оставил в наследство ≫. У мусульманина был свой мусхаф {экземпляр Куръана), который он постоянно читал. Если он оставит его кому-либо в наследство и этот Куръан будет регулярно прочитываться, от этого будет доходить воздаяние его первому владельцу. Если Куръанне будет оставлен в наследство, то он лишится такого счастья. В некоторых странах и народах много людей, у которых нет Куръана, много не умеющих читать Куръан. Они лишены этого счастья.
4. ≪Мечеть, которую он построил≫. Человек построил мечеть. Теперь ему будут записываться столько воздаяний, сколько записывается каждому, кто совершает намаз в этой мечети. Это будет продолжаться и после кончины построившего мечеть, до тех пор, пока эта мечеть стоит и в ней совершается намаз. Не построившие мечеть лишены такого счастья. А тех, кто разрушал мечети, препятствовал их возведению, будут постигать всякие несчастья и проклятия.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф