76. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Поистине, религия — легка. И кто будет чрезмерным в религии, (она) одолеет его самого. Будьте же умеренны, и будьте близки к этому, и благовещайте, и просите помощи ранним утром, после полудня и немного в конце ночи»
Пояснение: В этом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам призывает не усердствовать в религии чрезмерно, не мучить себя излишним упорством, а придерживаться срединности, стремиться к совершенству, всегда пророчествовать о благом — говорить благовестия, не упускать благоприятных возможностей и использовать их.
Характеризуя Ислам, Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит:
«Поистине, религия — легка».
Эти слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам является категоричным ответом тем, кто сеет панику и клевету, заявляя, что исполнение требований исламского шариата является трудным и даже невыполнимым.
В самом же деле, Ислам строится на практике облегчения — в нем нет ничего обременительного и невыполнимого. Ислам — это свод повелений Всевышнего Аллаха для разумных людей.
«И кто будет чрезмерным в религии, (она) одолеет его самого».
Кто усердствует сверх меры, переходя разумные границы, кто намерен делать больше, чем положено, чтобы только завоевать славу от людей, тот будет повержен — такие люди рано или поздно, так или иначе, сойдут с верного пути. Кто-то, переусердствовав, перегрузив себя, впадает в отчаяние из-за непосильности своей непомерной ноши и забрасывает вообще все. Другие же, впадая в ярость, делают то, чего нет в религии, требуя этого же и привлекая к этому остальных, они запутываются сами и сбивают с пути других. Вот это и означает быть «поверженным, одоленным религией».
«Будьте же умеренны».
Делайте так, как указано шариатом, не преувеличивайте и не уменьшайте.
«И будьте близки к этому».
Не выходите за рамки указанного шариатом и не отдаляйтесь от шариата.
«И благовещайте».
Всегда говорите о благих вещах, говорите хорошо и ожидайте благого.
«И просите помощи ранним утром, после полудня и немного в конце ночи».
«Просите помощи» в этом предложении означает совершение дополнительных поклонений. Трудно непрерывно совершать намазы, держать пост. Поэтому здесь имеется ввиду, что это нужно делать с разумными перерывами, уделяя время и отдыху.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Ислам — это религия облегчения.
2. В ней не следует быть фанатичным.
3. Тот, кто попытается стать фанатичным в следовании Исламу, будет повержен.
4. Необходимо следовать указаниям шариата.
5. Необходимо держаться строго в рамках шариата.
6. Необходимо жить, благовествуя о добре.
7. Дополнительные виды поклонения должны совершаться своевременно и в меру.
Существует очень много неверных представлений об Исламе. Наиболее распространенным из них является заявление о том, что предписания Ислама очень сложны и затрудняют жизнь человека. Эти мнения распространялись и продолжают распространяться врагами Ислама.
К этому присоединились и лодыри, лентяи, претендующие на право быть мусульманами. Однако им также следует знать, что объявление Ислама сложным противоречит аятам Всевышнего Аллаха и хадисам Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Им следует знать, что всякий, кто высказывается против аята Всевышнего Аллаха и хадисов Пророка саллаллаху алайхи васаллам, становится неверным (кафиром).
Мусульманин потому и называется мусульманином, что он, ничего не оспаривая, смирил свой нафс и принял сказанное в аятах и хадисах. Если он не верит в то, что сказано в аятах и хадисах, если вместо смирения с этим он начинает что-то оспаривать и проверять, высказывать противоположные мнения, в нем не останется ничего мусульманского. Если он не понимает того, что сказано в аятах и хадисах, ему следует признать, что ему не хватает знаний для этого, а не выступать против и подвергать все сомнению.
В ответ тем, кто говорит о сложности Ислама, мы говорим: «Что же в нем трудного?!». Что же в нем сложного, в сравнении с другими религиями и неверием? Для того, чтобы стать мусульманином, достаточно лишь произнести изречение о вере: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его раб и посланник», и подтвердить это сердцем. Больше ничего не нужно. Не нужно идти в какое-то особое место, проводить какой-то особый ритуал и т.п.
Не нужно и заучивать какие-либо уставы, получать документ от различных людей и учреждений, отвечать на вопросы, а в случае недостаточности этого давать взятки, быть сначала кандидатом, чтобы только потом стать членом данной организации.
Никаких сложностей нет и в том, что предлагает Ислам членам мусульманского общества. Даже если все, что он предлагает, состоит из поклонения Всевышнему Аллаху, это приносит колоссальную пользу личности самого мусульманина, обществу и всему человечеству.
Для совершения предписаний Ислама не требуется ни специального места, ни особой одежды, ни различных предметов или посредников. Каждый может поклоняться в любом месте, в любой одежде и столько, сколько ему хочется. Необходимо лишь соблюдать Исламскую чистоту и прикрытие запретных мест.
Для покаяния в Исламе человеку достаточно лишь искренне раскаяться, попросить прощения и не повторять совершенных ранее грехов. Для этого не требуется, как в других религиях, проведения особого ритуала, участия посредника — принимающего покаяние — и приобретения за подношение документа о прощении. Одним словом, в Исламе нет ничего сложного.
Если Ислам и требует что-либо от человека, то только для того, чтобы возвысить его с уровня животной природы до уровня истинного человека. Ислам не преследует цели возвысить человека до уровня ангела. Поэтому тем, кто считает требования Ислама и выполнение их трудными, просто нравится оставаться на более низком уровне развития.
Ислам предостерегает тех, кто по собственному желанию усердствует сверх меры, стремится совершать больше дополнительных поклонений. Изученный нами хадис является достоверным примером этого.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.