Давайте перейдем к подробному изучению хадиса: ≪Поистине, деяния - только по намерениям≫. Каждое деяние оценивается в зависимости от намерения. Будь то деяние, совершаемое языком или телом, будь то деяние фард (обязательное) или вад- жиб (необходимое), сунна или нафл, их праведность зависит от намерения. По указанию шариата, деяние, свершенное без намерения, не считается принятым.
≪И поистине, каждому человеку - только то, на что он намерился≫.
Что подразумевалось в намерении, то и достигается. Если человек намерился, что он совершает фард намаза зухр (обязательные четыре ракъата полуденного намаза), то ему будет воздано именно за этот намаз, если вознамерится держать пост нафл (добровольный, необязательный), то получит саваб (воздаяние) поста нафл. ≪Чье же переселение было ради Аллаха и Его Посланника, то его переселение - ради Аллаха и Его Посланника≫. Слово ≪хиджра≫, которое мы перевели как переселение, означает лишение чего-либо, расставание с ним, быть в тоске по нему. В шариате переселением называется покидание Мекки и переселение в Медину ради довольства Аллаха и Его Посланника.
Впоследствии, покидание своей родины и переселение на чужбину во имя своей веры и вероубеждения стало называться хиджра. Значит, настоящим мухаджиром (переселенцем) станет тот, кто свершил переселение ради Аллаха и Его Посланника. И добьется почестей, обещанных Всевышним Аллахом и Его Посланником саллалла- ху алайхи васаллам. ≪Тот, чье переселение было ради земной жизни, достигнет ее≫. Если человек решился на переселение с целью разбогатеть, намеревался добиться богатства, то он достигнет только этого. ≪Или (ради) женщины, то женится на ней≫. Человек достигнет своего намерения подобно тому, кто женился на Умму Кайс, и не более.
≪И его переселение - ради того, ради чего переселился ≫. Если он вознамерился на другое, например, обрести друга, путешествовать, учиться профессии или еще что, то его переселение будет именно ради этого. Значит, все зависит от намерения (нийя). Деяния могут быть одинаковыми, но в зависимости от намерения они могут давать разные результаты. Возьмем переселение из Мекки в Медину в те времена, когда был сказан этот хадис. Это деяние осуществляется оставлением Мекки, прохождением определенного расстояния и принятием Медины родиной. Переселенцем с точки зрения шариата станет тот, который переселился в Медину, считая это повелением Всевышнего Аллаха и Пророка саллаллаху алайхи васаллам, считая его для себя обязательным (ваджиб), считая грехом отказ от этого переселения, а совершение - поклонением, за которое он получит воздаяние.
Человек, совершивший переселение с намерением достичь довольства Аллаха и Его Посланника, станет настоящим переселенцем, добьется наград и воздаяний. Наряду с этим, он может и обрести богатство, и создать семью. Если кто сделает то же самое с намерением обрести богатство, то возможно он и разбогатеет, но никак не завоюет звание переселенца. Он не получит наград и воздаяний, обещанных за истинное переселение. Если кто-либо сделает то же самое с намерением жениться, как это сделал мухаджир Умму Кайс, он может жениться на этой женщине, но не станет переселенцем, не получит награды и воздаяния, великое звание, которые обещаны переселенцу, ибо у него было другое намерение. Этот хадис открывает дорогу для достижения множества воздаяний путем исправления, облагораживания намерений; разъясняет, что без намерения ни одно поклонение не будет правильным. А с намерением и простое действие может превратиться в поклонение. И наоборот, деяние, считавшееся поклонением, без намерения может превратиться в обычное дело.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.