Внимательно прислушаемся к следующему аяту Куръана:
«О вы, которые уверовали! Сторонитесь многих подозрений, поистине, некоторые подозрения – грех. И не шпионьте. И не сплетничайте друг о друге. Разве любит один из вас есть мясо своего брата мертвого? Ведь вы почувствовали отвращение от этого! И остерегайтесь Аллаха! Поистине, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» («Худжурат», 12).
В этом аяте Аллах запрещает мусульманам быть подозрительными, сомнительными. Это является оскорблением в отношении других, становится причиной негативных последствий. Сомнительность запрещается, если человек, в котором сомневаются, является набожным, богобоязненным, известным своей благонравностью, надежностью и т.д. Вот тогда подозревать этого человека в дурных намерениях запретно. Это не распространяется на тех, кто не уважает шариат, известен своими мерзкими деяниями и т.д. Далее Аллах запрещает шпионаж. Под шпионажем нужно понимать скрытое стремление раскрывать тайное без цели, без ясных на то причин. Это никому не принесет пользы. Наоборот, станет причиной появления вражды между людьми. Но государство может выслеживать, установить скрытное наблюдение за злонамеренными людьми для предотвращения преступлений, это необходимо для общества. А Аллах запрещает это без оправдательных причин с целью предотвращения появления ненависти между людьми.
В конце аята Аллах запрещает мусульманам злословие, хулу. «Гийбат» – это злословие, сплетни, заглазное осуждение. Это будет считаться злословием в любом случае, если это говорится в отсутствие того человека и огорчает его, независимо от того, о чем идет речь – о его религиозных или мирских делах, морали, нравственности, телосложении и т.д. Злословие порождает ненависть среди людей.
Вот с чем сравнивает священная Книга манию подозрительности, которая и так изуродовала жизнь и души многих людей. Ислам ненавидит злословие настолько, что это гнусное и мерзкое деяние – поношение верующим верующего – приравнивает к поеданию мяса этого верующего после его смерти! Стало быть Аллах учит: насколько для вас отвратительно потребление мяса своего брата, настолько должно быть для вас отвратительно поношение верующего. Но не будет считаться злословием сообщать о человеке, который грешит открыто, без всяких стеснений, нарушая устои шариата, с целью предупреждения остальных. Вообще, честное слово, истина, правда, высказанная с целью оберегания кого-то от вреда другого человека, не будет злословием. Также не считается злословием рассказать правду о состоянии человека, о котором спросили.
Из книги Ийман. Ислам. Куръан.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.