С каждым днем возрастает угроза наркомании здоровью человека, семьям, экономике, морали и всем сферам человеческой жизни.
Некоторые специалисты утверждают, что мир находится на краю гибели от угрозы не атомной, а от «героиновой» бомбы. Сегодня, когда наркомания угрожает не только нам, но и грядущему поколению, все мы должны бороться против этой беды.
Каждый член общества: взрослые, дети, мужчины, женщины, руководители, простые люди – все должны принимать участие в борьбе против наркомании. В такое благородное дело, как борьба против наркомании, каждый должен внести свой посильный вклад: кто знаниями, кто своей профессией, чиновники предоставленной им властью, богатые своими средствами и т.д.
Конечно, ответственные лица должны регулировать эту борьбу, координируя действия всех участников. Все должны объединиться под лозунгом: «Нет наркомании!». Вот тогда с помощью Аллаха можно победить в этой борьбе.
Да будет Аллах помощником в этом благородном деянии!
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сформулировал еще одну мысль, чтобы понятие о всех видах опьяняющих средств (хамр) было еще яснее и полнее и чтобы никто никогда не смог возразить.
Передается от Умму Салама радияллаху анха:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам запретил все опьяняющее и дурманящее».
Передал имам Абу Давуд.
Этим хадисом стало запретным любое средство, которое при употреблении ослабляет тело, конечности, нервы и все остальное.
Свойство «дурманящее», упомянутое в хадисе, является отдельным описанием именно того, что в иностранных языках называется «наркотиками».
Таким образом, стало ясно, что такое хамр и в том числе наркотики. Также стали ясными общие положения, касающиеся их.
Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Все опьяняющее – хамр, а каждый хамр – запретен».
Передал имам Муслим.
Поэтому будь это водка, виски, вино или пиво, гашиш, героин, морфий, кокаин, мак – все это запретно.
Шейх Санъани в своей знаменитой книге «Субулус-салам» пишет:
«Все, что опьяняет – запретно. Даже если это не напиток, как анаша».
Имам ал-Курафи при упоминании веществ, влияющих на разум, описывал анашу как разрушитель (муфсид).
Шейх ал-Хаттаб в своей книге «Мавахийбул-Жалил» перечисляет анашу и опиум как хамр.
Начиная с десятого века Хиджры в наших книгах стал использоваться термин «наркотические вещества». Уже тогда факихи всех мазхабов были едины в мнении о запретности наркотических веществ, о неверии человека, считающего их дозволенными. Они категорически утверждали, что ни в коем случае нельзя их употреблять, пить, нюхать и вводить с помощью иглы.
Современные улемы также едины в запретности употребления, посева, выращивания, производства, торговли наркотическими веществами. Они говорят: «Занятие, связанное с наркотическими веществами, запретно; молитва, совершенная под их влиянием, не принимается; выгода, поступающая от них, запретна, ее нельзя давать в виде благотворительности, нельзя использовать даже в благих деяниях».
Поэтому все мы должны быть внимательными в этих вопросах.
В хадисе, переданном великим мухаддисом имамом Бухари, говорится:
«Кто из вас увидел порицаемоe, пусть изменит его своими руками, если же не сможет – то своим языком, если же не сможет, то – своим сердцем. А это – слабейшая вера».
Передал имам Бухари.
«Мункар» означает «неодобряемое». В наши дни наркомания является наихудшим злом из всех отрицательных деяний. Согласно этому хадису, борьба против наркомании является долгом каждого.
В первую очередь, эта борьба должна быть практической для тех, кто имеет на то власть. Это в основном правоохранительные и их вышестоящие органы. У них есть и соответствующие права, и возможности пресечь это зло практически. В то же время это является их долгом. Это должны глубоко осознать правоохранительные органы и должностные лица, ответственные за борьбу против наркомании. Им нельзя допускать медлительности в этом деле.
Также к числу тех, кто может и должен изменять такое пагубное зло, как наркомания, относятся все те, кто занят в сфере, ответственной за противостояние и предотвращение этой беды. Сюда же можно относить и сотрудников таможни, обнаруживающих наркотические вещества, перевозимые через границу, и врачей-наркологов, занимающихся излечением наркоманов, и всех других, кто выполняет похожие задачи.
Вторая степень предотвращения наркомании – это противостояние языком.
Говоря кратко, это ведение агитации и пропаганды против этого зла. Здесь можно перечислить должностных лиц и рядовых работников средств массовой информации, прессы, писателей, интеллигенцию и т.д.
Конечно, мусульманские ученые должны стоять в главе этого списка. Их ответственность в этом деле выше всех остальных.
Наряду с перечисленными представителями вышеуказанных органов и сфер, в борьбе против наркомании должен участвовать каждый человек. Каждый человек хотя бы одним словом должен внести свой вклад в такое благородное дело, как борьба против наркомании. Если он не способен и на это, то как сказано в хадисе, нужно противостоять наркомании хотя бы в душе. Это будет поступком человека со слабой верой.
Значит, вера мусульманина, который отрицал неодобряемое в душе, был не согласен, но не смог серьезно бороться против него, считается слабой. Иначе он или языком, или руками стремился бы предотвратить зло.
Для того, чтобы глубже осознать необходимость массовой борьбы против наркомании, нам нужно лучше изучать следующий хадис:
Передается от Нуъмана ибн Башира радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Пример соблюдающего границы Аллаха и преступающего их, подобен примеру людей, что потянули жребий, (чтобы занять места) на корабле. И заняли одни ее верхнюю часть, другие – нижнюю. И те, которые в ее нижней части, когда брали воду, проходили сквозь тех, кто был над ними, и сказали: «Если мы проделали бы дыру в нашей части, не беспокоили бы тех, кто над нами…». Если же оставить их и то, что пожелали, погибнут все вместе, а если (находящиеся наверху) схватят их за руки, спаслись, причем спаслись бы все».
Передал имам Бухари.
Под «соблюдающими границы Аллаха» подразумевается человек, выражающий свое порицание таким действиям, которые были запрещены Всевышним Аллахом, и прилагающий все усилия для того, чтобы не допустить или устранить подобное.
В наши дни наркоманы, употребляющие наркотические вещества, те, кто производят эти вещества, перевозят, продают – это именно те невежды, которые хотят проделать дыру в нашем корабле жизни и утопить нас всех. Если мы все вместе не схватим их за руки, все мы непременно погибнем.
Да, каждый, кто заботится о себе, о своей семье, близких, о всем человечестве, будущем поколении, должен активно участвовать в борьбе против наркомании.
Каждый должен вносить свою лепту в это. Мы не имеем право быть равнодушными.
Подводя итоги, можно сказать, что этот вопрос стал сегодня актуальной проблемой мирового сообщества. Специалисты разных сфер ведут работы по этой проблеме. Созданы и создаются местные, международные и мировые организации по вопросам наркомании.
Действительно, против массовой угрозы наркомании нельзя вести борьбу в одиночку.
Следовательно, борьба против наркомании – это долг и обязанность каждого из нас.
Ввиду того, что это очень важная борьба, мусульмане должны быть в первых рядах в этой борьбе. Ибо это для них зов совести, веление религии, Аллаха и пророков.
По мнению мусульманских ученых, самый эффективный способ борьбы против наркомании – это метод Ислама, который Аллах изложил в Куръане, а Пророк показал в своей сунне.
Потому что все признают, что это был самый эффективный метод в мировой истории. Поэтому мусульмане должны использовать в этой борьбе методы своей религии, спасая человечество от гибели.
Из книги Ийман. Ислам. Куръан.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.