Когда заходит речь о правах человека в Исламе, обязательно подчеркивается необходимость использования этого Божественного дара каждым человеком – рабом Божьим. При определении прав человека важное значение имеет отношение к нему самому. Каков же он, человек, о правах которого мы спорим, каково его место в этом мире? Подобные вопросы играют первостепенную роль в определении основ, на которых зиждятся права человека.
Несомненно, те, кто видит в человеке обезьяну, получившую развитие благодаря труду, постараются предоставить ему соответствующие этому пониманию права. А в Исламе уже то, что человек считается потомком обезьяны, рассматривается как вершина ущемления его прав! В представлении некоторых религий человек есть тварь, проклятая Богом за свои грехи, и находится он в этом мире лишь за тем, чтобы смыть эти грехи, для чего он подвергает себя мукам, отказываясь от мирской жизни. Соответственно, так мыслятся и его права. А по Исламу Адам, совершив грех, тут же раскаялся, и Аллах ему простил этот грех, и ныне каждый рождается безгрешным, невинным. И чем больше он сумеет внести вклад в благоустройство мира, живя в соответствии с велениями Аллаха, тем обильнее будут ему воздаяния и награды – как при жизни, так и на том свете.
В Исламе человек – это благородное создание Аллаха, которому Он вдунул душу от Своего духа и которого назначил своим наместником на земле. Это благородное назначение ясно изложено в Куръане.
В суре «Сод» Аллах говорит Иблису:
«Сказал: «О Иблис, что помешало тебе от поклонения ниц тому, что Я сотворил Своими руками? Ты возгордился или стал из превозносящихся?» (аят 75).
Да, Всевышний Аллах Своими руками сотворил человека. И повелел ангелам сделать ему земной поклон. А Иблиса, который ослушался и не поклонился человеку, выгнал из Рая.
Аллах сообщает в суре «Сажда» о сотворении человека:
«Потом выровнил его и вдул в него от Своего духа и сделал вам слух, зрение и сердца. Мало благодарите!» (аят 9).
Да, Аллах сам выровнил сотворение человека и вдунул душу от Своего духа.
В суре «Бакара» Аллах восклицает ангелам о цели сотворения человека:
«И вот сказал твой Господь ангелам: «Поистине, Я – Сделающий на земле наместника» (аят 30).
Человек – венец всех созданий Аллаха. Все, что существует в мире, сотворено Аллахом в пользу человека. Все остальное в мире Аллах создал во благо человека.
Об этом ясно говорится в Куръане. В суре «Джасия» говорится так:
«И (Он) подчинил вам всё то, что на небесах, и то, что на земле от Себя» (аят 13).
Следовательно, когда в Исламе говорится о правах человека, имеются в виду права верховного существа, созданного руками Аллаха, священного существа, одушевленного духом Аллаха и существа, которое является халифом – наместником Аллаха на земле. Рассматриваются права именно такого существа.
Когда в Исламе говорится о правах человека, имеется в виду верховное существо, которое создано для того, чтобы все сущее на земле благоприятствовало ему.
В суре «Исра» Аллах говорит:
«И действительно, Мы оказали честь сынам Адама» (аят 70).
Говоря о правах человека, Ислам ведет речь о правах рода человеческого, которому Аллах определил самое уважаемое положение. Потому те, кто ущемляют права человека, выступают против воли Аллаха. И будут считаться попирающими права человека, созданного руками Аллаха, одушевленного духом Аллаха и являющегося халифом – наместником Аллаха на земле, которому Аллах определил самое уважаемое положение.
Не будет никакого преувеличения, если скажем, что Ислам в совокупности всех своих учений, а также требований Шариата связан с правами человека. Для понимания этой истины достаточно ответить на вопрос: «Какие цели преследует Шариат?»
Вот уже в течение четырнадцати веков последователи Ислама единодушно отвечают, что целью Шариата является защита религии, души, разума, рода человеческого, его богатства. А разве поднимаемые сегодня вопросы о правах человека не касаются защиты перечисленных пяти важных элементов нашего бытия? Да, речь идет именно об этом.
Если Ислам велел людям что-либо, то только с целью защиты этих пяти сфер.
Если Ислам отвратил людей от чего-нибудь, то также с задачей защиты этих пяти элементов жизни.
Только общественный строй с такими высшими целями способен на должном уровне обеспечить права человека.
Ислам добился организации и осуществления этих целей, заинтересованности ими людей. Об этой великой истине свидетельствует история человечества. Только в Исламе полностью и справедливо обеспечены:
Право на жизнь,
Право на свободу,
Право на свободу вероисповедания,
Право на свободомыслие и на свободу слова,
Право на образование,
Право на научные дискуссии,
Право на собственность,
Право на труд и заработок,
Право на неприкосновенность имущества,
Право на социальное обеспечение,
Право на неприкосновенность личности,
Право на проживание и убежище,
Право на бракосочетание, а также другие права. Ислам полностью и справедливо обеспечивает защиту человеческой чести и достоинства.
Из книги Ийман. Ислам. Куръан.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.