Как обычно, автор рахматуллахи алайхи в начале главы цитирует аят из Благородного Куръана. Всевышний Аллах сказал: ≪...Поистине, боятся Аллаха из Его рабов лишь ученые (знающие)≫ (Сура ≪Фатир≫, аят 28).
Ученым считается тот, кто прочувствовал могущество Аллаха, убедился в существовании Творца мира сего, своим умом познал Аллаха и боится Его. Однако, человек, который не познает и не побоится Аллаха даже после полного изучения истории творений, их строения, составляющих элементов, свойств и других сведений, считается невежественным.
Абдуллах ибн Аббас говорил: ≪Знание не во множестве слов. Знание в степени богобоязненности≫. Имам Хасан Басри говорил: ≪Ученый - это тот, кто тайно боится Аллаха. Кто интересуется тем, что интересует Аллаха, избегает того, что не нравится Аллаху≫ и прочитал аят ≪Поистине, боятся Аллаха из Его рабов лишь ученые≫. Он также сказал: ≪Разве равнятся те, которые знают, и те, которые не знают?≫ (Сура ≪Зумар≫, аят 9).
Конечно, не равнятся. Знающие уверуют и будут поклоняться. Незнающие обратятся в куфр (безбожие) и станут богохульствовать. Всевышний Аллах говорит: ≪И те примеры - Мы приводим их людям, не разумеют их никто, кроме ученых≫ (Сура ≪Анкабут≫, аят 43). Пояснение: В этих трех аятах речь идет о достоинствах знания и достоинствах ученых. В первом аяте утверждается, что возвышают Аллаха и боятся Его только те, кто владеет знанием. Значит, незнающий человек не боится Аллаха, и не пречищает Его. Опыт подтвердил эту истину Куръана. Специалисты по различным областям науки и знания, объявив о своем веровании в Аллаха, утверждали и утверждают невозможность проживания без веры.
Во втором аяте речь идет о невозможности уравнения знающих и незнающих. Указывается, что знающий всегда будет выше и считается достойным человеком, а незнающий лишен этого. А в третьем аяте утверждается важность знания и в том, чтобы осознать приведенные проблемы и извлечь из них выводы. Это также является вознесением знания и ученого.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.