Передается от Абу Саъийда ибн Абу Фазолы радияллаху анху:
≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Когда Аллах соберет вместе людей в Судный день, в котором нет сомнения, глашатай возгласит: ≪Кто в своем деянии, совершенном ради Аллаха, привел в сотоварищи другого, то пусть требует свое воздаяние у того другого, кроме Аллаха. Аллах - Самый Ненуждающийся в сотоварищах ≫. Передал Тирмизи.
Пояснение: Этот хадис передал Абу Саъийд ибн Абу Фазола радияллаху анху. Абу Саъийд ибн Абу Фазола Ансари ал-Хариси был одним из сподвижников. Передавал хадисы от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. От него передал Зайяд ибн Мийна. Пророк саллаллаху алайхи васаллам в своеобразном стиле излагает, что допустившие рия будут опозорены в Судный день.
≪Когда Аллах соберет вместе людей в Судный день, в котором нет сомнения≫. Нет сомнения в наступлении конца света. Он обязательно наступит. В тот День Всевышний Аллах соберет все создания вместе. Никто не останется в стороне от этого. Все, начиная от Адама, до тех, кто жил до последнего Часа, оживут и соберутся на Месте Сборища (махшар). Смирившись с судьбой, все будут нуждаться в милосердии Аллаха.
Будут надеяться, что какое-либо из их деяний удостоится воздаяния. Когда все будут пребывать в таком жалобном и мучительном состоянии, глашатай громко возгласит, что будет слышно всем: ≪Кто в своем деянии, совершенном ради Аллаха, привел в сотоварищи другого, то пусть требует свое воздаяние у того другого, помимо Аллаха. Аллах - Самый Ненуждающийся в сотоварищах ≫. Пусть не надеется на награду тот, кто совершал рия.
Пусть он просит воздаяния у тех, ради кого он совершал свои деяния. Если добивался признания людей - то пусть просит их, если делал ради довольства чиновника, то пусть просит того чиновника, а если он намеревался добиться признания кого-то другого, пусть ждет воздаяния от него. Но как же могут они облегчить участь другого, если сами находятся в тяжелом состоянии? Аллах не нуждается в сотоварищах. Если кто в своем деянии придавал сотоварищей Аллаху, то Аллах отрешится и от него, и от его деяния, оставит его вместе с его деянием. Если мы не хотим опозориться в Судный день, то давайте привыкать к совершению действий с ихласом, без показухи, только ради довольства Всевышнего Аллаха, исключительно Его Самого! Давайте следовать требованиям этих хадисов!
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.