1446 год 20 Джумадаул аввал | 2024 год 21 ноябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Хадис

О достоинствах Религии. Часть 1

16:00 / 18.04.2020 2273 Режим чтения + -

В этой главе приводятся хадисы о достоинствах религии Ислам, которые полезны для жизни в обоих мирах. Начнем с аята Священного Куръана.

Аллах джалла шаънуху сказал:

«И одобрил [установил] для вас в качестве религии Ислам» (сура «Маида», аят 3).

Это предложение является отрывком из аята, и для того, чтобы понять, в связи с чем это предложение приводится именно в главе «О достоинствах религии», нам следует рассмотреть его в контексте с другими предложениями данного аята, в котором говорится:

«Сегодня Я довел до совершенства вам вашу религию, довел до полноты для вас Мое благо и одобрил [установил] для вас в качестве религии Ислам.».

Этот священный аят был ниспослан во время прощального хаджа Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Когда он был ниспослан, все сподвижники были безгранично рады тому, что религия стала полной, совершенной, что Аллах проявил свою милость полностью, что Он одобрил Ислам в качестве религии.

Завершение ниспослания религии, явление милости Аллаха во всей ее полноте и одобрение Ислама в качестве религии стало радостной вестью не только для мусульман всех эпох, но и для всех правоверных людей.

Это известие стало великолепным результатом и венцом усилий всего человечества, которое на протяжении своей долгой истории искало путь к счастью. Создатель человечества — Аллах субханаху ва таъала — постепенно воспитывал его. Ислам как религия покорности Всевышнему был дан в качестве религии всем поколениям людей, однако в разные эпохи и разным народам давался соответствующий их уровню шариат.

Шариат, который был дан первому пророку Адаму алайхиссалам, был очень простым — сообразно его положению и обстоятельствам. И в последующем Всевышний Аллах ниспосылал людям шариат с учетом времени, места и уровня общественного сознания. Естественно, что каждый последующий шариат становился более совершенным. Предыдущие пророки алайхимуссалам направлялись только к отдельным народам. Их пророческая миссия, их шариат соответствовали особенностям определенного региона и живущего там народа. Поэтому и было направлено так много пророков алайхимуссалам и ниспослано много законов.

Когда человечество духовно повзрослело, чтобы принять в массовом порядке высшую истину, Аллах субханаху ва таъала ниспослал последнему пророку — Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам последнюю из Своих книг — священный Куръан и установил уже для всего человечества Исламский шариат, имеющий силу всегда и везде. Это было огромной честью, счастьем и радостью для богобоязненных людей. Полное обучение этому последнему шариату длилось двадцать три года.

Начатое в пещере Хира в окрестности священной Мекки продолжалось в Лучезарной Медине и вокруг нее, завершение же имело место во время Прощального хаджа — с ниспосланием изучаемого нами аята. Господь Миров сказал Своим правоверным рабам:

«Сегодня Я довел до совершенства вам вашу религию».

Тот, кто сделает Исламский шариат программой (руководством) своей жизни, подчинит ее Божественной, совершенной воле, и его вероубеждение, его духовная жизнь станут совершенными. Его образование и воспитание, нрав и культура, материальные взаимоотношения, общественная жизнь — все станет совершенным. Совершенным будет и его счастье в обеих мирах.

Всемогущий Творец всего сущего — Аллах субханаху ва таъала — Сам сделал человека Своим наместником над всеми творениями. Ему лучше, чем Его созданиям, известно, какой жизненному руководству в сотворенном Им мире нужно следовать созданному Им же человеку, чтобы достичь счастья в обоих мирах. Человек, отказывающийся следовать созданной превеликим Творцом религии, ищущий для себя иные системы мироустройства и иной путь к истине, фактически претендует на знания и способности, не меньшие, если не большие, чем у самодостаточного и безначального Творца. Только вот обладает ли такой человек безначальностью, вечностью, самодостаточностью, всезнанием, всемогуществом?

«Довел до полноты для вас Мое благо».

Сам факт ниспослания совершенной религии является неизмеримым благом для людей, что особенно хорошо прочувствовали те, кто сознательно стал мусульманином, кто пришел из пустыни невежества или из дебрей различных заблуждений. Именно эти люди чаще подчеркивают, что человек рожден не только для физилогической жизни, и только Ислам дал им по-настоящему духовную жизнь.

Истина лучше воспринимается в сравнении. Видя мучения и трагедию многих людей, которые тщетно мечутся в поисках счастья без участия своего Создателя, читая сводки о пугающих цифрах самоубийств в современном, относительно благополучном в материальном плане обществе, о миллионах людей, отдающих свою душу идолам преступно добытого богатства и разврата или погружающихся в смертельный омут галлюцинаций от алкоголя и наркотиков, видя господство в человеческом обществе «закона джунглей», где сильный поедает слабого, употребляя любую подлость, видя непрекращающиеся войны и чудовищную жестокость и низость людей, втянутых в них, видя миллионы разрушенных семей, брошенных родителей и проданных детей, понимаешь величие милости Всевышнего Аллаха, Который дал нам все необходимое для того, чтобы избежать чудовищных заблуждений и роковых ошибок, указал нам правильный путь к счастью в обоих мирах и дал нам Свою помощь в том, чтобы идти по этому пути — пути Ислама, иймана и ихсана.

Видя целые народы, поклоняющиеся зверям, птицам, а иногда и срамным местам человека, приносящие в жертву истуканам лучших юношей и девушек или новорожденных детей, верящие во всесилие джиннов, совершающие дичайшие суеверия, понимаешь величие религии Единобожия, доведенной в священном Куръане до своего полного завершения.

Если бы человечество ценило эту милость, если бы оно приняло ее, изучило и внедрило в жизнь, мир был бы иным.

«И одобрил [установил] для вас в качестве религии Ислам».

Всевышний Аллах ниспослал человечеству в качестве религии Ислам, который объемлет собой все предшествующие Божественные религии. Это огромная честь, огромная милость и великая ответственность для всех мусульман. Во-первых, мусульмане ответственны за свое твердое следование Исламу, а также за распространение среди народов всего мира благой вести о той милости, которой они удостоены.

Как передают улемы, основываясь на достоверных источниках, иудеи пришли к почтенному Умару радияллаху анху и сказали: 

— В вашей книге есть один аят. Если бы этот аят был ниспослан нам, иудеям, то этот день мы бы сделали для себя праздником.

Почтенный Умар спросил: 

— О каком аяте вы говорите?

Иудеи ответили: 

— Аят: «Сегодня Я довел до совершенства вам вашу религию».

Тогда почтенный Умар радияллаху анху сказал: 

— Мы отмечаем этот день не один раз, а два раза: еженедельно — по пятницам, и раз в году — в день праздника «Ийд ал-Азха» («Курбан байрам»).

22. Передается от Убады ибн Сомита радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Кто засвидетельствовал, что поистине, нет божества кроме Аллаха, что Он — Един, нет сотоварищей Ему, и что поистине, Мухаммад — Его раб и Его посланник, и поистине, Ийса — раб Аллаха и Его посланник, и Его слово, брошенное Марйам и дух от Него, и что Рай — истина, и что Ад — истина, — введет его Аллах в Рай, чтобы он ни содеял».

Передали два шейха.

Пояснение: Познакомимся с Убадой ибн Сомитом радияллаху анху, который передал этот хадис.

Его имя — Убада ибн Сомит ибн Кайс Ансари Хазраджи (его кунйа — Абул Валид), сын Курратулъайни бинти Убада. Он один из улемов Медины, участник первого и второго байъатов «Акаба». Он участвовал в битвах при Бадре и Ухуде, в битве Хандак, в фатхе (открытии) Египта, в других битвах и открытиях. После открытия Сирии он был направлен туда по приказу Умара ибн Хаттаба для обучения населения Куръану. Он был первым назначенным на должность наместника Палестины. Он совершил байъат Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в бесстрашии перед обвинениями порицателей. Он был братом по Исламу с мухаджиром Абу Марсадом Ганави. Он был одним из великих сподвижников, отличавшихся своей богобоязненностью.

Убада ибн Сомит радияллаху анху передал 181 хадис от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Многие из них вошли в сборники «Сахих». От него хадисы передавали Абу Умама, Анас ибн Малик, Джабир, Фазола ибн Абид, Абу Идрис Хувлани, Абу Муслим Хувлани, Абуъашъас Санъани, Джанад ибн Умаййа и другие известные табиъины.

Убада ибн Сомит спросил у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: «Кто из сподвижников близок Вам?»

Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил: «Абу Бакр, Умар, Усман, Али и ты, о Убада», а также перечислил еще очень многих сподвижников.

Убада ибн Сомит умер в 34 году хиджры в Куддусе (Иерусалим), в возрасте 72 года.

В этом хадисе говорится о достоинстве иймана и тавхида, то есть о достоинстве веры:

1. В то, что, кроме Аллаха, не существует других богов, достойных поклонения;

2. В то, что Аллах один.

3. В то, что Аллах не имеет сотоварищей.

4. В то, что Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам — раб и посланник Аллаха.

5. В то, что Ийса алайхиссалам также является рабом и посланником Аллаха.

6. В то, что Ийса алайхиссалам родился без отца, ибо является словом Аллаха «Будь!», брошенным в Марйам.

7. В то, что Ийса алайхиссалам — это дух от Аллаха.

8. В существование рая.

9. В существование ада.

В хадисе говорится, что человека уверовавшего во все эти положения, Всевышний Аллах введет в рай, что бы он ни сделал.

Известно, что во время появления Ислама мир был во многом подвержен многобожию (ширк). Находились и такие, кто, смешав верблюжье молоко с землей, лепили для себя «бога» из глины. Почтенный Умар заливался смехом над глупостями невежества, вспоминая, как он сам до принятия Ислама слепив себе «бога» из фиников, молился ему, а затем, когда проголодался, сам же съел своего «господа».

Вот в такое время и в такую среду Аллах субханаху ва таъала направил Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам с религией тавхида (единобожия). В течении тринадцати лет Пророк призывал людей к исповеданию: «Лаа илааха иллаллаху, Мухаммадур Расулуллах». В этом же заключался и смысл ниспосланных в то время священных аятов. Действительно, люди, произнесшие тогда калиматуш шахаду, становились истинно правоверными, ибо тогда еще не были введены все нормы поклонения Ислама. Естественно, все, кто тогда уверовал в то, что говорится в данном хадисе, попадут в рай, ибо они умерли, полностью исполнив все повеления Всевышнего Аллаха.

В последующем, когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам уже переселился в Лучезарную Медину, Всевышний стал постепенно вводить другие нормы и положения религии. Теперь мусульмане не могли ограничиваться лишь произнесением свидетельства, они должны были исполнять нормы исламского поведения и совершать положенные поклонения. Аллах субханаху ва таъала объявил, что не исполняющие Его требований попадут в ад. Об этом стал говорить в своих хадисах и Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Теперь говорилось, что «в рай попадет тот, кто произнес калиматуш шахаду, совершает намаз, постится, дает закāт, совершает хадж». Наряду с тем, что «не произнесший калиматуш шахаду попадет в ад», теперь говорилось, что «в ад попадет тот, кто не совершал намаз, не постился, не давал закāт и не совершал хадж, будучи в состоянии».

В утверждениях тех, кто говорит: «Достаточно произнести калиматуш шахаду и больше ничего не нужно», нет никакой логики. Если достаточно только произнести калиматуш шахаду, зачем же тогда Аллах сделал обязательными (фард) другие нормы и положения? Такие утверждения нарушают логическое правило необходимых и достаточных условий, а духовно подталкивают человека к тяжким грехам. Калиматуш шахада — необходимое условие для попадания в рай, но не достаточное, то есть без него в рай человек не попадет, но сним может попасть, а может и не попасть — в зависимости от исполнения других столпов Ислама. То же самое относится к другим столпам.

К примеру, существует хадис о том, что «постящийся человек войдет в рай через дверь под названием Райян». Можно ли, ссылаясь на данный хадис, утверждать: «Я буду поститься, не соблюдая другие требования Ислама, не буду совершать намаз, хадж, давать закāт, и я попаду в рай!»? Конечно, нет!

Таким образом, утверждение, что Аллах введет в рай каждого, кто засвидетельствует то, о чем говорится в этом хадисе, не взирая на все его остальные деяния, относится только к начальному периоду распространения Ислама, когда еще не было установлено других требований, кроме иймана, и когда на фоне господствовавших вокруг дикостей многобожия и в условиях малочисленности мусульман, реальной угрозы расправы с ними со стороны язычников, само произнесение шахады уже было героическим деянием.

В последующем к условиям попадания в рай прибавлялись другие положения, которые устанавливал Аллах субханаху ва таъала. Если рассматривать хадисы периода, когда мусульманам было предписано совершение намаза, то в них говорится, что в рай попадет тот, кто своевременно совершает намаз. В период, когда был предписан пост, говорится, что в рай попадет тот, кто постится, а когда был предписан закāт — тот, кто дает закāт и соответственно, когда был предписан хадж — тот, кто совершит хадж. А позднее появились хадисы, где условием попадания в рай являются уже все пять столпов Ислама.

Вероучение Ислама появилось не сразу, не за час, день или год. Оно ниспосылалось и вводились в практику постепенно, в течении 23 лет. Бóльшая часть из них — 13 лет была посвящена укреплению иймана. В остальные 10 лет постепенно и последовательно вводились другие положения и требования. Этот контекст необходимо знать, ибо никто не вправе отменять все остальные хадисы и содержащиеся в них положения, кроме одного иймана, ухватившись за один хадис, сказанный в абсолютно другой ситуации.


Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Калит сўзлар: dostoinstvax-religii
Статьи по теме
Давайте перейдем к подробному изучению хадиса Поистине, деяния только по намерениям. Каждое деяние оценивается в зависимости от намерения. Будь то деяние, читать полностью

2050 11:00 / 27.07.2020
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху В год фатха Мекки Пророк саллаллаху алайхи васаллам в длинном хадисе в числе прочего сказал Напишите для Абу Шаха. Оба читать полностью

2010 10:00 / 26.09.2020
Прелюбодеяние ndash это мерзость, нарушающая духовное равновесие, духовный покой человека. Целомудрие дает человеку мир и спокойствие.А прелюбодеяние вызывает в читать полностью

2409 16:00 / 07.01.2020
Имам Абу Хусайн Муслим ибн Хаджжадж алКушайри анНисабури родился в Нисабуре. Кушайри в его имени указывает на место рождения, происходит от названия одного из читать полностью

3905 16:00 / 23.03.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью