47. Передается от Али радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Не уверует раб, пока он не уверует в четыре вещи — засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и что поистине, я — Посланник Аллаха, Он послал меня с истиной, и уверует в смерть, и уверует в воскрешение после смерти, и уверует в кадар».
Пояснение: В этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам в отдельности подчеркивает четыре вещи, в которые должен уверовать правоверный мусульманин.
Среди названных четырех вещей есть и вера в предустановление Всевышнего Аллаха. В начале хадиса Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам использует стиль повествования, усиливающий воздействие на слушателя — он сразу же говорит о высшем идеале и о том, что его можно не достичь, если не окажется четырех вещей. Естественно, слушателю хочется поскорее услышать, что это за вещи.
Разумеется, это не означает, что для совершенной веры достаточно только этих четырех вещей. Однако вера в них безусловно необходима, так что без нее об иймане не может быть и речи. Итак, Пророк саллаллаху алайхи васаллам называет эти четыре вещи:
1. «Нет божества, кроме Аллаха, и что поистине, я — Посланник Аллаха».
Это есть свидетельство о тавхиде (калиматут тавхид), основа иймана, самое необходимое для человека, ибо без этой веры не будет веры и во все остальное. Без этого свидетельства не будут впрок и все благие деяния. Человеку следует поклоняться только Всевышнему Аллаху и признавать Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам последним из Его пророков алайхимуссалам, посланным от Всевышнего Аллаха к людям с истиной. Только тот, кто произнесет это свидетельство вслух и подтвердит своим сердцем, станет правоверным мусульманином.
2. «Уверует в смерть».
Помня о неотвратимости смерти, человек будет постоянно помнить и о своем Создателе субханаху ва таъала и Его законе. В народе о плохих людях говорят: «Неужели он думает, что не умрет?». Тем самым и народная мудрость утверждает, что зло является следствием забвения о смерти. Ввиду особой важности размышлений о смерти и о посмертном состоянии души каждого человека, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам упоминает веру в неотвратимость смерти как одно из четырех условий иймана.
3. «Уверует в воскрешение после смерти».
Вера в воскрешение означает веру в расчет, предстоящий каждому человеку за его деяния, совершенные в этой жизни. Именно это и является фактором, постоянно побуждающим человека к доброделанию и отвращению от зла. Не будет преувеличением сказать, что все злодеяния и грехи в этом мире происходят из-за отсутствия или из-за слабости веры во всеобщее воскрешение. Именно поэтому в данном хадисе отдельно упоминается и вера в воскресение.
4. «Уверует в кадар».
Это еще одно подтверждение сказанного выше на эту тему.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.