54. Передается от Убады ибн Сомита радияллаху анху:
«Находясь в кругу сподвижников, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Совершите мне байъат в том, что не придадите Аллаху в сотоварищи ничего, и не будете воровать, и не станете прелюбодействовать, и не будете убивать своих детей, и не приведете клевету, измышляя его между вашими руками и ногами, и не ослушаетесь относительно одобряемого. Кто же из вас будет верен, то его вознаграждение на Аллахе, а кто совершит из этого что-либо, а потом (это) скроет Аллах, то это — к Аллаху. Если Он пожелает, простит ему, а если пожелает — накажет его.
И мы совершили байъат ему об этом».
Передали пятеро кроме Абу Давуда.
Пояснение: Этот хадис является самым известным из всех хадисов о байъате, так как его передал великий сподвижник Убада ибн Сомит радияллаху анху, который удостоился чести участвовать во всех байъатах Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, начиная с самого первого.
До хиджры во время каждого хаджа Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам представал перед племенами в качестве паломника для того, чтобы призывать их к Исламу. Во время одного паломничества он встретил представителей рода Хазрадж, прибывших из Ясриба (Медины). Это было в местечке «Акаба», где бросают камни (в шайтана), он сказал: «Если вы присядете, у меня есть к вам несколько слов».
«Хорошо», — сказали они и присели, и он призвал их к вере во Всевышнего Аллаха. Рассказав им об Исламе, он алайхиссалам прочитал аяты Куръана. От иудеев они слышали о предстоящем появлении нового пророка, его описании и о том, что время его появления приблизилось. Они сказали друг другу: «Ведь это тот самый пророк, как бы иудеи не опередили нас». Откликнувшись на призыв Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, они приняли Ислам.
Вернувшись на родину, они сообщили всем об Исламе. На следующий год прибыли 12 их представителей, которые встретились с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в местечке Акаба.
Группа людей, окружавшая Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, о которой говорится в этом хадисе — это и есть те 12 человек. Одним из них был Убада ибн Сомит радияллаху анху. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам принял их байъат, о котором говорится в данном хадисе. Они попросили дать им учителя и Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам отправил с ними Мусъаба ибн Умайра радияллаху анху.
До следующего сезона хаджа Ислам вошел во все дома Ясриба и на следующий год к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам прибыло оттуда 73 мужчины и 2 женщины, ставшие мусульманами. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам встретился с ними тайно, в ночное время. В связи с тем, что их было много, Он поручил избрать нескольких руководителей (старших) из их числа для байъата.
Убада ибн Сомит был одним из таких старших. Они заключили байъат о том, что всегда — и в мирное, и в военное время — будут повиноваться Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, повелевать к одобряемому и отвращать от порицаемого (то есть совершать «амру бил маъруфи ва нахйу анил мункар»), всегда будут говорить только правду, не будут бояться на пути Аллаха клеветнических обвинений и, если Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам прибудет в Ясриб (Медину), предоставят ему защиту и будут защищать его, как защищают самих себя, своих жен и детей. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сообщил им о том, что наградой им за это будет рай. Этот байъат получил название «второго байъата Акабы».
За обещание предоставить защиту и помощь, о которых говорится в указанном байъате, мединские мусульмане были названы «ансарами» (от слова «нусра» — помощь).
В последующем Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам также принял байъат женщин, переселившихся из Мекки, о чем говорится и в аятах Священного Куръана. Этот байъат называется «Байъатом женщин».
Байъат при Худайбийе, как уже говорилось, получил название «Байъата под деревом» — байъата довольства Аллаха (Байъатур ридван). Убада ибн Сомит радияллаху анху участвовал и в этом байъате.
В хадисе, который мы сейчас изучаем, речь идет о «первом байъате Акабы».
В начале хадиса для уточнения обстоятельств его произнесения Убада радияллаху анху говорит: «Находясь в кругу сподвижников».
Эта группа, как уже говорилось ранее, состояла из 12 человек, среди которых был и Убада ибн Сомит радияллаху анху. Событие происходило в местечке Акаба долины Мина, где бросают камни в шайтана.
Сначала Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам перечисляет пункты, надлежащие к соблюдению для тех, кто вознамерился присоединиться к исламской общине под его руководством, то есть, условия байъата. Эти условия заключались в следующем:
1. «Не придадите Аллаху в сотоварищи ничего».
Обещайте не отступать от веры в единство Всевышнего Аллаха! Это основа иймана и Ислама, посему об этом говорится в первую очередь. Без тавхида не может быть ничего другого. Словом «ничего» здесь обозначается все: ширк не заключается в поклонении только идолам или кумирам (предметам, людям и т.п.), как думают некоторые. Существует очень много проявлений ширка, например, человек проявляет ширк в отношении Аллаха, когда он не следует сказанному Аллахом, а следует тому, что говорят другие.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.