Малик ибн Анас ибн Малик ибн Абу Амир ибн Амр ибн ал-Харис Абу Абдуллах ал-Асбахи ал-Мадани считается имамом и факихом Дарул Хиджры, то есть Медины. Малик ибн Анас родился в 93 г.х. в Лучезарной Медине. Прозвище ал-Асбахи означает, что он происходит из племени ал-Асбах в Йемене. Имам Малик, будучи из числа табаъ табиъинов (третье поколение мусульман), был одним из великих обладателей знаний своего времени, мухаддисом и имамом мазхаба Маликийа.
Имам Шафиъи сказал о нем следующее: «После табиъинов Малик является аргументом Аллаха для Его созданий». О роли имама Малика в науке о хадисах и его достоинствах имам Насаи говорил: «В науке о хадисах для меня нет другого человека, который был бы более знающим, уважаемым, надежным, правдивым и передавшим малое количество слабых хадисов, чем Малик».
Имам Шафиъи говорил: «Если бы не было Малика и Ибн Уяйны, наука Хиджаза была бы утрачена». Также он говорил: «Когда упоминаются ученые, Малик — это звезда». Ибн Махди сказал: «В фикхе Малик превзошел ал-Хакама и Хаммада».
По предложению халифа Абу Джаъфара ал-Мансура имам Малик написал книгу, разъясняющую мусульманам учение Ислама и назвал ее «Муваттаъ» («Упрощенное»). Когда же халиф Мансур собрался приказать всем мусульманам следовать во всем этой книге, имам Малик выразил несогласие. Данная книга включает в себя хадисы, собранные в течение 40 лет. Их передавали около тысячи человек. Хадисы в этом сборнике переданы от 30 равийев, 20 из которых знамениты.
Яхйа ибн Яхйа ал-Лайс ал-Андалуси, характеризуя «Муваттаъ», сказал: «Это — книга хадисов и фикха, я не знаю другой равной ей книги». Имам Шафиъи сказал: «На всем свете нет более правильной научной книги, чем “Муваттаъ”».
Имам Малик передал хадисы от Наъима ал-Муджмира, Зайда ибн Аслама, Абул Зинада, Саъида ал-Макбури, Хамида ат-Тавила, Хузайфы ас-Сихами ал-Ансари. Тех же, кто передавал хадисы от имама Малика, было большое множество. Его учителями были аз-Зухри и Яхйа ибн Саъид, из ученых современников — ал-Авзаъи, ас-Саври, Суфян ибн Уяйна, ал-Лайс ибн Саъд, Ибн Джурайдж, Шуъба ибн Хаджжадж, аш-Шафиъи, Ибн ал-Каттан и Абу Исхак ал-Фазари.
Имам Малик был обладателем великой богобоязненности. Если он собирался рассказать хадис, он совершал омовение, затем величаво устраивался на своем месте и только после этого начинал рассказывать. Когда ему упомянули об этом, в ответ он сказал: «Я люблю проявлять уважение к хадисам Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, поэтому я рассказываю хадисы только тогда, когда я уверен по поводу своей чистоты (своего вудуъ)».
Он не любил рассказывать хадисы, находясь в пути, стоя или наспех. Даже в преклонном возрасте, когда он уже ослаб, он не ездил верхом на лошади или верблюде в Лучезарной Медине, говоря: «Я не буду ездить верхом на лошади или верблюде в городе, где захоронено тело Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».
Имам Малик был не только мухаддисом, но также великим факихом, имамом (основателем и предводителем) мазхаба Маликийа. Его мазхаб, широко распространенный в исламском мире, считается основой мазхабов Шафиъийа и Ханбалийа. В настоящее время мазхаб Маликийа распространен в основном в странах северо-западной Африки.
В связи с тем, что имам Малик жил в одном из главных центров науки исламского государства Дарус Сунна — Лучезарной Медине, он не ездил в другие страны с целью сбора хадисов, а встречался с учеными, прибывавшими в Медину в поисках хадисов, и обменивался с ними известными ему хадисами.
Несмотря на то, что имам Малик на протяжении всей своей жизни не участвовал ни в каких восстаниях и заговорах, все же в период правления халифа Абу Джаъфара ал-Мансура, то есть в 146 г. х., на него обрушилось несчастье: его побивают плетью, а в результате вытягивания рук у него происходит вывих плеча. Причиной этому послужил переданный имамом Маликом хадис о том, что «На мустакраха (принужденного) талак не распространяется». Этот хадис был использован в целях заговора некоторыми силами во время бунта, организованного в Лучезарной Медине Мухаммадом ибн Абдуллахом ибн Хасаном ан-Нафс аз-Закийа.
Дело в том, что со ссылкой на этот хадис было заявлено о недействительности признания людьми Абу Джаъфара ал-Мансура халифом, поскольку мусульмане совершали байъат халифу ал-Мансуру с условием «талака» (то есть нарушение байъата каждым, кто его совершил, автоматически приводило к разводу с женой).
Имам Малик ибн Анас умер в 179 г.х.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.