В этом мире люди делятся на четыре категории.
1. ≪Рабу, кого Аллах наделил состоянием и знанием. Он остерегается в нем своего Господа. Поддерживает им родственные связи. Знает в них право Аллаха. Это - наилучший из уровней≫. Одному из этих четырех разных людей Аллах дал богатство и знание. Этот человек живет, будучи смиренным Аллаху. Он тратит свое состояние, как того велел Аллах. Свои знания он также использует на пути повиновения Господу, поддерживает родственные связи (силаи рахм). Он отдает должное Аллаху в своем имуществе и в своем знании. Дает закат из своего имущества, пожертвует из него милостыню, расходует во имя религии Аллаха. Следуя своим знаниям в деяниях, он наставляет людей на путь истинный и т.п. Это самый лучший уровень среди четырех вышеупомянутых категорий. Отсюда следует, что наилучшим человеком с точки зрения Ислама является тот, кто владеет как состоянием, так и знанием, является богобоязненным, и в том, и в другом отдает дань Аллаху, делает добро своим родным и близким. В этом есть опровержение для тех, кто твердит, что, якобы в Исламе осуждается богатство. С точки зрения Ислама, само богатство как таковое не является злом. Греховно быть падким на богатство и тратить его на дурные деяния. Это прекрасно, когда есть богатство и оно тратится на праведные дела согласно указаниям шариата. Поэтому в хадисе отдается предпочтение тому, чтобы у человека из самой лучшей категории было и богатство, но обязательно по вышеупомянутым условиям.
2. ≪Рабу, кого Аллах наделил знанием, но не наделил состоянием. Он с искренним намерением говорит: ≪Если бы у меня было богатство, я бы тоже действовал как тот≫. Ему воздастся по его намерению. Награды обоих одинаковы≫. Благодаря этой части данный хадис рассматривается в этой главе. Здесь речь идет о воздаянии человеку по его намерению. Здесь говорится о хорошем человеке, хотя и не является с точки зрения Ислама самым лучшим. Он обладает знанием. Соответственно знанию совершает поклонения и благие деяния. Отдает дань Аллаху. Мечтает о том, что если бы у него было богатство, то в нем он отдал бы дань Аллаху. Намеревается так, что если бы у него было состояние, он бы тоже совершал добрые дела, как это делает вышеупомянутый человек. За это намерение Всевышний Аллах воздаст ему награду за трату имущества на благое дело, даже если он ничего и не тратит. Он человек истинного намерения, поэтому очевидно, будь у него богатство, он бы однозначно потратил его во имя Аллаха. Он живет именно с этим намерением.
3. ≪Рабу, кого Аллах наделил состоянием, но не наделил знаниями. Он, не имея знаний, растрачивает его куда попало. Не остерегается в нем своего Господа, не поддерживает родственные связи. Не знает в нем права Аллаха. Это наихудший из уровней≫. После описания самых лучших и хороших людей теперь началось описание людей самого плохогоуровня. Такому человеку Аллах дает состояние, но не дает ему знания. Раз у него нет знания, то он должен был бы определиться с богатством, спрашивая об этом обладающих знанием. Однако этот невежественный человек так не поступил, стал тратить по своему усмотрению. Он стал растрачивать имущество, которым наделил его Аллах, во все стороны, на скверные, запретные (харам) дела, но не проявил милость к своим родственникам. Такой человек не будет знать право Аллаха в имуществе, данном ему в качестве удела, не даст положенные ему закат и пожертвования. Богатство, которым наделил его Аллах, он потратит не на пути, угодные Аллаху, а на греховные дела. Значит, такой человек находится на самом худшем уровне.
4. ≪Рабу, кого Аллах не наделил ни знаниями, ни состоянием. Он говорит: ≪Если бы у меня было богатство, я бы совершал те же деяния, что и тот. Ему (будет воздано) по его намерению. Грехи обоих одинаковы≫. У человека четвертой категории нет ни состояния, ни знания, ни образования. Более того, намерение этого человека искажено. Ему даже в голову не приходит обрести знание. Однако он мечтает уподобиться тому человеку, которому дано богатство, но обделен знанием, говорит: ≪Если бы у меня было богатство, я бы делал то же, что делает такой-то≫ и тратит свое богатство на дурные и скверные деяния. Ему будет воздано за такие грехи, хотя у него нет богатств и он не совершил эти грехи, поскольку у этого человека дурные намерения.
Ибо, если бы у него была возможность, он совершил бы их без стеснения. Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Важные сведения можно подтверждать клятвой.
2. Необходимо призывать к милостыне и подаяниям.
3. Подаяние милостыни не наносит ущерб богатству.
4. Необходимо проявлять терпение, когда человек подвергается злу.
5. Аллах возвышает достоинство того, кто проявил терпение, когда подвергся несправедливости.
6. Нельзя просить подаяние без уважительной причины, это станет причиной нищеты.
7. Нужно призывать к заучиванию важных хадисов или изречений.
8. Нужно стремиться обрести знания и богатство.
9. Нужно стремиться к смиренности Аллаха как в знании, так и в богатстве.
10. Необходимость милостыни.
11. Необходимость знать дань Аллаха как в знании, так и в богатстве, и отдавать эту дань.
12. Человек, смиренно отдающий дань Аллаху, владея богатством и знанием, является человеком наивысшей категории. 13. Человек, который владеет знанием и с искренним намерением говорит ≪будь у меня состояние, я бы тратил его на добрые дела≫, заслуживает воздаяния.
14. Можно обрести воздаяния и награды благодаря наличию доброго намерения, даже если человек не совершил деяния.
15. Знание является достоинством.
16. Плохо, когда богатство тратится куда попало без знания.
17. Грешно тратить свое богатство без боязни перед Аллахом.
18. Не подавать милостыню является невежеством.
19. Плохо, когда человек не отдает дань Аллаху в своем богатстве.
20. Человек, обладающий богатством, но не обладающий знанием, не проявляющий смирение, тратящий состояние на всякие дурные дела без боязни перед Аллахом, относится к самой худшей категории.
21. Отсутствие знаний - порок.
22. Плохо не иметь ни знаний, ни богатства.
23. Нельзя вознамериться совершать дурные деяния.
24. Человек, не совершающий плохих деяний только из-за отсутствия возможности, будет грешным за свое дурное намерение. Чтобы узнать, насколько глубокий смысл заключает в себе этот хадис, достаточно бросить взгляд на нашу сегодняшнюю жизнь с точки зрения его мудростей. Кого среди нас больше?
Тех, кто считает, что милостыней богатство уменьшается или тех, кто так не считает? Больше ли среди нас тех, кто знает правильный ответ? Вероятно, на этот вопрос мы не сможем дать положительный ответ. Правда, нельзя сказать, что нет жертвующих милостыню. Однако, очень мало тех, кто считает, что жертвование милостыни никак не нанесет урон богатству. Только тогда, когда среди нас будет больше тех, кто знает истинную сущность милостыни, которая разъяснена в этом хадисе, нам, возможно, удастся решить множество наших проблем. Также обстоят дела с проявлением терпения со стороны подвергшихся несправедливости. Мало тех, кто терпит ради Аллаха. Но больше таких, кто, попадая в безвыходное положение, после длительных безрезультатных попыток, наконец вспомнит о терпении. Однако мало тех, кто смог возвысить до уровня вероубеждения учение о том, что за проявленное терпение злу повышается достоинство. В этом вопросе мы также должны подняться до уровня этого хадиса.
Несмотря на то, что Ислам всячески осуждает прошение подаяния, изумляет наличие большого числа попрошаек среди тех, кто называет себя мусульманином. Не будет преувеличением, если сказать, что просящие подаяния превратили это дело в свое ремесло. В Исламе позволено человеку, оказавшемуся в безвыходном положении, просить милостыню, чтобы оправиться. Милостыню может просить только тот, кто не имеет однодневный прожиточный минимум. Однако в наши дни большинство просящих подаяния не соблюдают эти условия. Они, даже имея у себя все, продолжают просить подаяния уже не ради утоления голода, а для достижения других благ. Поэтому они далеки от благодати. Сколько бы они не зарабатывали, прося милостыню, их состояние не увеличивается. К тому же, в глазах других они оставляют негативное впечатление об Исламе и мусульманах.
А теперь давайте сопоставим с нашей действительностью вторую часть хадиса. Имеются ли среди нас те, кто одновременно обладает и состоянием, и знанием? Если да, то сколько? Напротив, у мусульман бытует мнение о том, что нельзя одновременно иметь богатство наряду со знанием. Как только ученый человек начинает прилагать усилия к состоятельности, тут же начнутся осуждения. А состоятельные не станут утруждать себя знанием. В результате, обладающие знанием будут зависеть от незнающих богачей. Рад и пропитания они обесценят перед невежами свои знания. В какую бы область знаний мы не заглядывали, увидим схожую картину. Обладатели знаний лишены богатств, а имущие - безграмотны. Человек, обладающий одновременно богатством и знанием, считается в Исламе человеком наивысшей категории. Если так, то в каком состоянии находится наше повиновение Аллаху в богатстве и в знании? А наше подаяние милостыни? И на каком же уровне наша дань Аллаху в них?
По-моему, не на том уровне, что указано в благородном хадисе. Среди нас имеются обладающие состоянием, но обделенные знанием. Можем утверждать, что чуть ли не все обладатели состояния не обладают знанием. Всем известно, что нигде на свете никто не тратит деньги во все стороны, как мусульмане. Полным-полно необдуманных затрат, расточительств и рия. Сильно огорчает то обстоятельство, что среди нас очень много людей из четвертой категории. Несмотря на то, что исламский мир владеет большей частью богатств на земле, среди мусульман широко распространена нищета. Большинство мусульманских стран занимают по среднегодовым доходам последние места в мире. А в тех некоторых государствах, которые считаются богатыми, отсутствуют знания.
Несмотря на то, что Ислам обязывает каждого мусульманина и мусульманку обретать знания, мусульманский мир по неграмотности занимает одно из первых мест в мире. Боюсь, читатель не поверит, если скажу, что сорок процентов населения одного государства, которое прославилось распространением знаний во всем исламском мире, составляют неграмотные. По этой и другим подобным причинам в тех странах, которые ныне называются исламским миром, царствует нищета и невежество. В этом виноваты в основном сами мусульмане, считающие себя мусульманами. Эта плачевная ситуация возникла в результате несоблюдения ими вероучений Ислама, благородных хадисов, подобных упомянутым выше. Чтобы выйти из такой ситуации, мы должны претворить в жизнь наши вероучения, в частности, олицетворить этот изученный нами хадис.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.