Слово ≪рия≫ означает ≪видеть, видение≫. В шариате оно означает все, что совершается не для Аллаха, а для чьих-то глаз, для показухи. Аллах говорит:
≪Кто же надеялся на встречу со своим Господом, пусть совершает праведное деяние и не придает сотоварищей в поклонении своему Господу никого ≫ (Сура ≪Кахф≫, аят 110).
Пояснение: Автор рахматуллахи алайхи приводит этот аят в начале этой главы, поскольку он вобрал в себя смысл запретности ≪рия≫. Когда говорится, что если человек надеется на Судный день, если он мечтает в этот день предстать перед Всевышним Аллахом в радостном состоянии, то пусть поклоняется только ради Аллаха, не допуская ширка, здесь подразумевается смысл ≪не делать рия≫.
Передается от Джундуб радияллаху анху: ≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Кто делает, чтобы слышали, Аллах сделает, чтобы его услышали. Кто показывает, Аллах покажет его≫. Передали два шейха и Тирмизи.
Пояснение: Этот хадис передал Джундуб ради- яллаху анху. Сначала познакомимся с ним. Джундуб ибн Хилал ал-Фазарий (куня - Абу Сулайман) родился в Басре. После смерти отца прибыл вместе с матерью в Медину. Мать вышла замуж за сподвижника по имени Мурайи ибн Синан. Джундуб радияллаху анху достиг в Медине зрелого возраста и вновь переехал в Басру. Передал несколько хадисов от Пророка саллаллаху алайхи ва- саллам. От него передавали Шаъби, Ибн Абу Лайла, Али ибн Рабиъа, Абдуллах ибн Рабиъа, Абдуллах ибн Бурайда, Хасан Басри, Ибн Сирийн, Ибн Шахир, Абу Аъла, Абу Раджа и другие. Три автора сборников ≪Сахих≫ включили в свои книги хадисы по его преданиям. Ибн Сирийн говорил, что Джундуб радияллаху анху был очень сильным в знаниях. Джундуб радияллаху анху умер в Басре в 60 году хиджры.
В этом хадисе изложена скверность совершения деяния ради того, чтобы кто-то услышал или увидел. Фраза ≪Кто делает, чтобы слышали≫ означает, что кто-либо хотел свершить деяние ради того, чтобы люди о нем услышали, о нем ходили разговоры, чтобы люди бурно восхваляли его. В свою очередь, слова ≪Аллах сделает, чтобы его услышали≫ означают, что в Судный день Аллах сделает так, чтобы все узнали о сути его деяния и опозорит его. Фраза ≪кто показывает≫ означает, что кто-то совершает деяния для людских глаз. В Судный день Аллах покажет всем такого человека и опозорит его.
В этом хадисе краткими высказываниями излагается, что совершение рия скверно. Польза, извлекаемая из хадиса, очевидна: совершать деяния нужно не ради того, чтобы услышали или увидели люди, а чтобы знал Аллах! Но если мы сравним этот хадис с действительностью нашей жизни, то сильно сожалеем, увидев противоположную картину. В далеком прошлом наши отцы и деды, следуя этому и другим схожим по смыслу хадисам, каждые свои действия совершали только ради довольства Аллаха. Они по мере возможности держали в секрете от других свои праведные дела. А сегодня люди начинают растрезвонивать об этом во все стороны, даже еще не осуществив что- либо незначительное. О каждом деле говорится как уже о свершенном деянии. Даже если оно свершится, то это будет делаться для чужих глаз, после чего об этом будут говорить годами. Существует ли еще больше рия, чем это? Каждый мусульманин должен оберегать себя от совершения подобного рия.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.