2. ≪Знание, которым пользуются≫. Если правоверный оставит после себя знание, которое будет приносить пользу мусульманам, это означает, что он оставил деяние с неиссякаемым воздаянием. Это и есть вечность знаний. Как можно оставить после себя знание, приносящее пользу? В первую очередь, это осуществляется путем обучения знанию других. До тех пор, пока эти знания будут приносить пользу ученикам и ученикам учеников, всем людям, учителю будут записываться воздаяния. Второе - оставить после себя написанную книгу.
Если ученый человек с ийманом и ихласом написал книгу, посвященную наукам Куръана, хадиса и другим наукам религии, за это ему будут записываться воздаяния даже после его смерти, пока его книга будет приносить пользу мусульманам. Третье - это служение знаниям. К примеру, состоятельный человек построил ради служения знаниям медресе, издал книгу, открыл за свои средства библиотеку. Всем этим будут пользоваться учителя и учащиеся. Результаты его деяний будут приносить пользу всем. Это и есть служение на пути знаний. В книгу деяний таких людей воздаяния будут записываться и после их кончины. Мусульмане всегда уделяли большое внимание таким благим деяниям. Поэтому в те времена, когда мусульмане полностью соблюдали предписания Ислама, знание широко распространилось во всеммусульманском мире, исламская умма дала всему миру выдающихся ученых.
История не знает ни одну нацию, которая смогла вырастить так много ученых, как мусульмане. Также было очень много обучающихся знанию. Один из западных востоковедов, достаточно хорошо исследовавший это явление, добросовестно писал: ≪Мусульмане - это нация, которая целиком посещает медресе≫. Правители мусульман, а также состоятельные мусульмане проявляли большую щедрость на пути служения знанию. Не оставались в стороне и простые люди. Каждый мусульманин делал все возможное на пути знания, считая своим долгом служить распространению знаний. Земледельцы по очереди работали на вакуфных полях медресе, безвозмездно внося свою лепту в дело просвещения во имя Аллаха. Каждый находил способ вносить вклад в общее дело, ремесленники, животноводы - словом, каждый по мере своих возможностей вносил свою лепту в это дело. Таким образом, все население принимало активное участие в развитии знаний и наук. Единственной их целью в проявлении такой самоотверженности было совершение непрестанно воздаваемых деяний. Всевышний Аллах, конечно же, не лишил их этой надежды. Ученым, чьи книги читаются в настоящее время, воздается за их знания. Ученики их учеников возносят мольбу Аллаху: ≪Да прости Аллах грехи наших учителей≫. Также постоянно воздаются им за построенные медресе, оставленные вакфы, книги, рукописи и другие произведения.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф