Передается от Аиши радияллаху анха:
«Хинд бинт Утба сказала:
— О Посланник Аллаха, Абу Суфян скупой человек, он не дает мне и моему ребенку достаточно средств, за исключением того, что я беру скрытно от него.
— Бери по добру (по совести) столько, сколько достаточно тебе и твоему ребенку».
Передали оба шейха.
В этом деле, как и в случаях обеспечения нафакой родителей и супруги, ему никто не становится сотоварищем, то есть не участвует вместе с ним.
То есть нафака ребенка является ваджибом только на отце, нафака родителей только на сыне, а нафака жены — только на муже. Никто не разделяет с ним эту обязанность.
Для матери не является ваджибом кормление ребенка. За исключением случаев, когда больше некому кормить его.
То есть для матери становится ваджибом кормление ребенка только тогда, когда невозможно найти кого-либо, кто мог бы кормить его грудным молоком. Потому что кормление ребенка является нафакой. Нафака же является ваджибом только для отца.
Когда отец нанимает кого-либо в кормилицы, та кормит ребенка, находясь при матери ребенка. Не допускается, чтобы отец нанимал (для кормления своего ребенка) женщину, которая состоит с ним в никахе, или ту, кому он давал раджъий-талак и вследствие этого та пребывает в идде. Относительно же кормилицы-матери, которой был дан баин-талак, существуют два разных ривайата: если для кормления младенца кормилицу нанимают после ее идды, то это будет правильно. У нее больше прав, чем у посторонней женщины. Но если мать-кормилица требует оплату в большом размере, то она не может иметь права на кормление.
Нафака достигшей совершеннолетия дочери и сына-калеки возлагается на отца. Фатва дана именно на это.
Если у совершеннолетней девушки нет мужа, то ее нафака становится ваджибом для ее отца. Если слепые, неразумные, а также ищущие знания сыновья бедны, то их нафака также является ваджибом для их отца. Нафака дочери, которая возвратилась после рассторжения никаха, также возлагается на ее отца.
Из книги Счастливая семья
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф