Процветание общества, уровень и качество жизни в нем во многом зависят от адаптации семьи к жизни. Общество — это совокупность семей. Поэтому положение в обществе неразрывно связано с положением семьи. В связи с этим неполноценность в обществе оказывает непосредственное влияние на семью точно так же, как и семейные изъяны оказывают прямое воздействие на общество. Каждый развод, каждый болезненный вид и унылый взгляд ребенка, каждый одинокий мужчина, каждая женщина со слезами на глазах — это недуг общества. Семья не бывает без корней. В узбекских семьях есть свои древние традиции, обычаи и особенности. Не теряются ли на сегодняшний день эти корни? Почему разводов становится все больше и больше? Не думать об этом невозможно. Больше половины писем, поступащих в редакцию, затрагивают тему о семейных потерях. Управлять семьей такое же исскуство, как и быть человеком. Ниже мы представляем вашему вниманию мнение Муфтийа Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа о семье и задачах мужа в ней.
Бисмиллахир Рахманир Рахим
Сегодня во многих сферах жизни человеческие связи совершенно выбились из колеи. О том, что такие случаи только учащаются, тогда как должны были бы уменьшаться, говорят в печати, по телевидению, радио, на конференциях и вообще среди простых людей. В чем причина такого духовного упадка? Можно ли это предотвратить?
С древних времен известно, что самой священной человеческой связью является никах — супружеская связь между мужем и женой. Недаром в подлинных источниках Ислама эта истина утверждается многократно. Безусловно, связь, установленная публично, при свидетельстве общественности, является священной.
Благодать этой связи еще больше увеличивается с основанием нового родового древа и появлением взаимных родственных связей между близкими и родственниками жениха и невесты.
Счастье семьи, созданной никахом, и продолжительность ее существования неразрывно связаны с действиями, поступками супругов друг к другу, их взаимоотношениями, приличиями, нравственностью и личными качествами.
В настоящее время люди часто размышляют над вопросами: «Какими должны быть никах и семья?», «Какое место в семье занимает муж?», «В чем состоят задачи жены?». В частности, при итоговых встречах с избирателями[1] эта тема очень часто становилась предметом обсуждения, задавались различные вопросы относительно решения запутанных ситуаций. Во-первых, это свидетельствует о наличии нерешенных семейных проблем, которые беспокоят большинство людей. Во-вторых, это обстоятельство указывает на то, что рядовые люди пытаются найти пути решения этих проблем.
Все это побудило вашего покорного слугу взять в руки перо. Полагаю, никто не будет против обсуждения этой проблемы.
Современные семейные ссоры, разводы и множество жизненных проблем имеют различные причины. По моему мнению, одна из главных причин заключается в том, что обе стороны не знают своих границ и не совсем добросовестно исполняют свои обязательства. Уже давно много рассказывается и печатается о семейных неурядицах, но, несмотря на это, трудно сказать, что все имеют полное представление о том, какими качествами должны обладать идеальный муж и идеальная жена. В сознании же людей по данному вопросу прочно укоренились противоречивые, противоположные друг другу мнения. Во время свадьбы и в начале семейной жизни близкие жениха и невесты дают им «указания», каким бы то ни было способом «приручить» спутника жизни. Такие советы в большинстве случаев основываются на очень скудном, субъективном и чаще всего собственном «горьком» опыте советчика. Словом, не имея лад в доме своем, норовят водить хоровод в чужом. Как подумаешь об этих «доморощенных» советах, аж стыдно становится.
На самом деле, такие «советы» никогда не могут ответить на такие вопросы, как «Каким должен быть в семье муж?». Напротив, они лишь становятся причиной обострения отношений в семье.
Семейные отношения устанавливаются на протяжении веков и формируются длительное время, основываясь на огромном опыте. У каждого народа есть исторически сформированный свой уклад семейной жизни.
Учитывая «главенствующую» в нашем народе роль мужа в формировании желаемых семейных отношений, мы бы хотели поговорить о качествах идеального мужа, пользуясь жемчужинами культурно-просветительских источников.
Следует отметить, что мы рады тому, как устаревшие взгляды о вреде религиозных утверждений и работе религиозных деятелей уходят в прошлое. И теперь в период свободы слова, в эпоху перестройки у нас тоже появилась возможность свободно обмениваться мнениями. Мы не хотим навязывать никому свое мнение. Пусть каждый ознакомится со свободными, разнообразными мыслями, выскажет свое мнение и принимает то, что захочет.
В источниках Ислама утверждается, что одним из главных качеств мужа является его главенство в семье.
Известно, что в каждом обществе есть свой руководитель. Общество, где нет руководителя, не может быть полноценным обществом. Семья, по своим признакам, подобна маленькому обществу.
Все народы в один голос утверждают, что обязанности главы семьи должен исполнять муж. В Исламе на руководство мужа смотрят как на ответственность и обязательства. Однако быть «главой семьи», как предполагают некоторые, не подразумевает учинение зулма в отношении остальных членов семьи и быть на правах «абсолютного правителя» в стиле «будет так, как сказал я». Напротив, муж, в качестве главы семьи, является ответственным за всесторонне развитую, полноценную, счастливую и спокойную жизнь своей семьи.
Как сказано мужчинам в благородном хадисе:
«Все вы — руководители, и все вы ответственны за своих подопечных».
Еще одной из самых важных задач мужа в семье является полноценное исполнение и соблюдение всего того, на что имеет права жена, а у нее прав на своего мужа предостаточно. Одно из них — это обеспечение ее пропитанием и содержание на постоянной основе. Наряду с тем, что это дело является ежедневной обязанностью мужа, с моральной точки зрения оно входит в число самых благих и достойных огромного воздаяния дел.
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом, сказано:
«...и то, что твоя жена ест из твоей еды, является милостыней, и нафака, что ты даешь своей семье, является милостыней…»
В другой передаче хадиса сказано:
«Даже в том куске, что ты поднес ко рту своей жены, для тебя есть воздаяние».
Самое важное, эта еда должна быть добыта дозволенным, халалным путем. В семье не должно быть средств обеспечения за счет чужого имущества, добытого взяткой, обманом, воровством и другими харамными путями. Употреблять харамное приравнивается к харамному образу жизни.
Раньше наши прабабушки, провожая своих мужей на поиски пропитания, говорили им: «Не зарабатывайте харамным путем. Бойтесь Аллаха. Мы стерпим голод и нужду, но не стерпим мучений в аду».
Муж должен давать жене из того, что ест сам. К сожалению, приходится делать на этом особое ударение. Есть мужья, которые сами едят лучшую пищу, у них нет дела до пропитания остальных членов семьи. Возможно, это покажется малозначительным, однако изречение «Равно любят, равно едят» сказано и о семье тоже. Конечно, мужу, на ком лежит обеспечение всей семьи, нужно восстанавливать потраченные силы. Женщины должны уделять этому вопросу особое внимание, но вместе с тем это не должно быть чрезмерным проявлением эгоизма.
Одевать и обувать жену является одной из важных составляющих в ее обеспечении всем необходимым для жизни и согласно положениям Ислама это входит в обязанности мужа. Каждый муж со здравым рассудком в меру своих возможностей должен обеспечивать жену одеждой, не предаваясь чрезмерности, и не принижая пределы допустимого.
Если муж скупится постоянно, жена без его разрешения может взять необходимое для себя. Приведем пример:
Когда женщина по имени Хинд, жалуясь на своего мужа Абу Суфяна, сказала Пророку алайхиссалам: «Мой муж Абу Суфян скупой человек, он не дает мне и моему ребенку достаточно средств», он саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Бери по добру (по совести) столько, сколько достаточно тебе и твоему ребенку».
В этом смысле есть также поучительные примеры и в романе «Скорпион из михраба» Абдуллаха Кадыри.
Учить жену адабам и хорошим нравам является одной из важных обязанностей мужа. Если со стороны жены проявляется какая-то невоспитанность, то муж по-доброму учит ее и принимает меры по ее воспитанию.
Рассудительный и добросовестный муж живет со своей женой в ладу, мире и согласии. Семейная жизнь это совместная партнерская жизнь супругов. Если обе стороны не станут поддерживать хороших взаимоотношений друг с другом, этому партнерству может быть нанесен вред и семья может распасться.
[1] Здесь речь идет об итоговых встречах с избирателями накануне выборов в 1989 году, когда шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф был избран депутатом Верховного Совета СССР.Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф