Сура «АСР»
Ниспослана в Мекке. Состоит из 3 аятов.
Эта священная сура также названа по первому аяту. Слово аср означает «время», «век», «жизнь», а также это название и время третьего, послеполуденного намаза — намаза аср. Сура начинается с клятвы асром, чем подчеркивается его значение.
Несмотря на свою краткость, эта сура содержит очень глубокий смысл. Имам Шафиъи рахматуллахи алайхи сказал: «Людям достаточно было бы одной этой суры, даже если бы не были ниспосланы другие».
В преданиях сообщается, что, повстречавшись, два сподвижника Пророка саллаллаху алайхи васаллам не расходились, не прочитав друг другу суру «Вал асри» (то есть суру «Аср»).
Эта сура вобрала в себя руководство, которое Ислам указал для всего человечества. Сущность всей исламской уммы, ее качества, истины и задачи охарактеризованы в одном аяте суры «Аср». А это является чудом Священного Куръана.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО
وَالْعَصْرِ
1. Клянусь асром!
По мнению некоторых муфассиров, в этом аяте под словом «аср» подразумевается столетие, время, намаз аср или его время.
То, что Аллах клянется временем, свидетельствует о том, что оно полно загадок и чудес, назиданий и напоминаний. После клятвы Аллах утверждает смысл следующего аята:
إِنَّ الْإِنْسَانَ لَفِي خُسْرٍ
2. Поистине, человек действительно в убытке!
Убыток означает потерю, ущерб, утрату. Да, каждый человек пребывает в убытке…
إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ
3. Кроме тех, которые уверовали и творили праведные деяния, и заповедали друг другу истину, и заповедали друг другу терпение!
Следовательно, чтобы человек не оказался в убытке и пребывал счастливым и в довольстве в обоих мирах, он должен обладать следующими четырьмя качествами:
— уверовать в Аллаха;
— творить праведные деяния;
— придерживаться правды;
— призывать к терпению.
Уверовать в Аллаха — главная, первая обязанность человека, его долг. Вера безмерно влияет на жизнь человека. Она разбивает оковы темного мирского невежества и вселяет в сердца людей надежду. В трудные минуты жизни человек вспоминает, что у него есть Всемогущий его Создатель, и думает о получении от Него воздаяний за перенесенные тяготы, и с этой мыслью он легко преодолевает все трудности и преграды на своем жизненном пути. Именно поэтому истинно верующие люди живут, пребывая в умиротворении, в душевном спокойствии. Вера в Аллаха раскрывает в сердцах людей путь к благим деяниям и отвращает от грехов и скверных поступков. Верующий человек знает и верует, что Аллах ведает о его положении, он считает: Всевышний Аллах видит мои дела, знает о моем состоянии, в грядущем Судном дне я предстану перед Ним и за все буду держать ответ. Поэтому он всегда стремится совершать добро и избегает зла.
Да, вера всегда ведет человека к праведным деяниям. Именно по этой причине в Священном Куръане после веры — иймана — следуют праведные деяния. В том числе это отражено и в рассматриваемой нами суре. Праведные деяния — это все добрые дела, что Аллах повелел делать.
Призывать на путь Истины — великое человеческое достоинство. В Исламе человек не должен ограничиваться тем, что сам идет по пути Истины, он должен призывать к этому пути и других. Идти по пути Истины и призывать к этому других — задача не из легких. Человек, выбравший такой путь, должен действовать стойко и терпеливо, во многом отказывая себе, своим низменным желаниям, порой выступая против безнравственной гордыни обладателей чинов, беззакония людей и многого другого. Поэтому в заключении аята звучит призыв к терпению.
Терпение бывает нескольких видов.
Исполнение ибадатов — это терпение.
Подавление своих порочных страстей и низменных желаний — терпение.
Преодоление несчастий, стойкость и выдержка в беде — терпение.
Самая высокая степень терпения — это проявление стойкости и терпения при первых порах проявления горя.
Терпение — основа всех людских достоинств. Именно поэтому в Куръане раз за разом повторяется, что одним из самых главных качеств верующего является терпение.
Из книги Тафсир Хилал.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.