[аяты 155-156]
155. И непременно Мы испытаем вас кое-чем из страха и голода, а также потерей из имущества, душ и плодов. И благовести терпеливых!
156. [Тех,] которые, когда постигает их бедствие, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и воистину, мы – к Нему возвращающиеся!».
Чтобы выстоять при трудностях, за которыми стоит большая ответственность, необходимо пройти различные испытания. В трудностях, испытаниях человек закаляется. В первом из этих двух аятов перечислены некоторые из таких испытаний.
«И непременно Мы испытаем вас кое-чем из страха и голода, а также потерей из имущества, душ и плодов».
Под «страхом» понимается ощущение опасности и угрозы со стороны врага. Голод, который наступает из-за засухи или по другим причинам, тоже является одним из видов испытания от Всевышнего Аллаха. Также Всевышний Аллах говорит, что испытывает потерей в имуществе: украдут ли его воры, настигнет ли бедствие или посягнут несправедливые; в жизни: различными недугами, смертью или болезнью близких людей, любимых и друзей, соратников; в плодах: наслав бедствие, устранив изобилие.
Как нужно поступать тому, кому на голову свалилось подобное испытание, бедствие? Об этом Всевышний Аллах дает указания, обращаясь к Своему Посланнику Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам:
«И благовести терпеливых, которые, когда постигает их бедствие, говорят: “Воистину, мы[принадлежим]Аллаху, и воистину, мы – к Нему возвращающиеся!”»
Значит, мусульманин, когда его настигает беда, должен проявлять терпение и возносить молитву, которой его научил Сам Господь. Эта молитва на языке Куръана звучит как: «Иннаа лиллаахи ва иннаа илайхи рааджиъуун». Кратко она называется истирджаъ. Если обратить внимание, то обнаружится, что в истирджаъ заключен огромный смысл.
«Воистину, мы принадлежим Аллаху», то есть все мы и всё, что у нас есть, принадлежит Аллаху, Он – истинный владелец всего. Он Сам знает чем, когда и как распоряжаться.
«И воистину, мы – к Нему возвращающиеся!», то есть рано или поздно, все мы возвратимся к Нему. И бедствия, что нас постигают, также от Него Самого. Мы должны проявлять сабр – терпение, так мы и поступаем. По этой причине за истирджаъ обещано много-много савабов.
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом, мать правоверных Умму Салама говорит:
«Однажды Абу Салама пришел от нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам и сказал:
– Я очень обрадовался, услышав от Посланника Аллаха алайхиссалам следующее: “Если мусульманина постигнет бедствие и он произнесет истирджаъ, а затем скажет:«Аллаахумма, аджирни фии мусибатии, вахлуф лии хойром минха» (О Аллах мой, даруй мне награду в моем бедствии и даруй вместо него лучшее), то сказанное им сбудется”. Я выучила это наизусть.
Когда Абу Салама скончался, я произнесла истирджаъ и вознесла эту молитву. Затем про себя подумала, откуда мне возьмется муж лучше, чем Абу Салама.
После того, как закончилась моя идда, пришел Посланник Аллаха и попросил дозволения войти. Я сидела дома и дубила кожу. Я помыла руки и разрешила войти. Дала ему кожаную подушку, набитую мягкой кожурой фиников. Усевшись, он выразил желание жениться на мне. Когда он закончил говорить, я сказала:
– О Посланник Аллаха, невозможно не иметь к вам расположения, но я очень ревнивая. Боюсь, как бы с моей стороны не произошло что-то неугодное вам и не ввергло меня в мучения Аллаха. И потом, я уже в возрасте, к тому же у меня дети.
Посланник Аллаха алайхиссалам сказал:
– Ревность, о которой ты говоришь, Аллах вскоре устранит. Если говоришь о возрасте, то и я уже не молод. Если у тебя есть дети, они и мои дети...
Вместо Абу Саламы Аллах даровал мне лучшего, чем он, человека – Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».
В хадисе, переданном имамом Тирмизи от Абу Мусы радияллаху анху, Пророк алайхиссалам сказал:
«Всевышний Аллах скажет:
– О ангел смерти, ты забрал жизнь потомка раба Моего, зеницу ока его, плод его сердца?
Ангел скажет:
– Да.
Аллах спросит:
– Что он сказал?
Ангел скажет:
– Восхвалил Тебя и произнес истирджаъ.
Тогда Всевышний Аллах скажет [ангелам]:
– Воздвигните ему дом в раю и назовите его “Домом хвалы”».
В другом благородном хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Даже если оторвется шнурок на обуви у кого-то из вас, пусть произнесет истирджаъ».
Следовательно, при каждой неприятности, будь она большая или малая, нужно терпение – сабр. И при потере родного ребенка – зеницы ока, и при обрыве шнурка на обуви. Когда постигает бедствие, нужно сразу же произнести истирджаъ и проявить терпение, крепко держаться за вероубеждение в том, что все принадлежит Аллаху и все возвращается к Аллаху.