В следующих аятах продолжается воспитание нового исламского общества — общества, живущего на основе божественного руководства. Особое внимание уделяется очищению сердец людей и общества от различных нечистот:
۞ لَّا يُحِبُّ اللَّهُ الْجَهْرَ بِالسُّوءِ مِنَ الْقَوْلِ إِلَّا مَن ظُلِمَ وَكَانَ اللَّهُ سَمِيعًا عَلِيمًا
148. Не любит Аллах злословия вслух, кроме тех, с кем поступили несправедливо. И Аллах — Слышащий, Знающий.
Человек, в сердце которого нет богобоязненности и чья совесть не восприимчива, с легкостью может говорить зло, распространять его вокруг. А распространение злословия — это такое обстоятельство, которое погружает людей и общества в трясину низостей. Распространение злословия уничтожает взаимное доверие между людьми, показывает все так, словно в обществе победило зло. Разводит в сердцах людей недоверие и отчаяние. Открытое злословие начинается с взаимного ругательства, порицания и гийбата[1]. Затем, постепенно увеличиваясь, приводит общество на край губительной пропасти. Поэтому в исламском обществе строго запрещается открытое разглашение зла и злословия.
«Не любит Аллах злословия вслух».
Разрешается только одной категории — тем, с кем поступили несправедливо, в отношении кого совершили зулм. И даже тогда это дозволено лишь для того, чтобы мазлум (пострадавший от зулма) устранил эту несправедливость в отношении себя.
«Кроме тех, с кем поступили несправедливо».
Потому что в исламском обществе категорически порицается любая несправедливость. Ислам принимает сторону несправедливо ущемленного. В частности, только несправедливо ущемленный имеет право разглашать зло, чтобы известить общество о несправедливости чинителя зулма. В Исламе большое значение придается нераспространению скверных слов о людях. Честь и достоинство людей защищаются всегда. Тем не менее, человек, совершивший зулм в отношении мусульман, не может удостоиться такой защиты.
Чтобы пояснить, насколько большое внимание уделялось запрету злословия в раннем обществе мусульман, приведем один риваят.
Муджахид рахматуллахи алайхи описывает пример разглашения злословия: «Если хозяин не угостил гостя и он, выходя оттуда, говорит “Такой-то не оказал мне уважения, не угостил меня достойным образом”, то это будет гийбат».
Следуя этим учениям, мусульмане достигли высших степеней в личной и социальной нравственности среди всех народов мира. Они превзошли все сообщества.
[1] Гийбат (غيبة) — досл. «заграждение от глаз чего-л.». 1. По определению Джурджани: «Гийбат — это поминание недостатков человека в его отсутствие». По определению Мунави: «Поминание изъянов отсутствующего есть гийбат». По определению имама Навави: «Гийбат — это поминание человека тем, что ему не по нраву. Такое поминание может касаться его тела, религии, личности, нравов, народа, имущества, родителей, детей, супруги, слуги, одежды, действий и прочих. Это может быть сделано словом, мимикой или знаком — все равно». 3. Наиболее совершенное определение термина гийбат приводится в хадисе, переданном имамом Абу Давудом от Абу Хурайры радияллаху анху: «Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросили: “О Посланник Аллаха, что такое гийбат?” Пророк алайхиссалам сказал: “Поминание собрата тем, что не понравилось бы ему”. Тогда спросили: “А если у него есть то, о чем я сказал?” Пророк алайхиссалам ответил: “Если это есть, то это будет гийбат, а если нет, то это будет клевета».