1445 год 19 Рамадан | 2024 год 29 март, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Куръан

Сура «КАХФ», аяты 100-110

20:00 / 13.01.2022 1558 Режим чтения + -

аяты 100-110

الَّذِينَ كَانَتْ أَعْيُنُهُمْ فِي غِطَاءٍ عَنْ ذِكْرِي وَكَانُوا لَا يَسْتَطِيعُونَ سَمْعًا

101. Тем, глаза которых были под завесоюот Моего поминания и которые не были способны слушать.

В Судный день Мы показали геенну неверным поперек. Нет сомнения в том, что они войдут в него. Потому что в этом мире их глаза не видели Моих напоминаний. Они игнорировали наставления. Кроме того, они не извлекали назиданий от услышанного. По этой причине они оказались в таком положении.

َفَحَسِبَ الَّذِينَ كَفَرُوا أَنْ يَتَّخِذُوا عِبَادِي مِنْ دُونِي أَوْلِيَاءَ ۚ إِنَّا أَعْتَدْنَا جَهَنَّمَ لِلْكَافِرِينَ نُزُلًا 

102. Неужели полагали те, которые проявили неверие, что возьмут Моих рабов вместо Меня покровителями?! Поистине, Мы приготовили геенну для неверных пристанищем!

Это вопросительное предложение с отрицающей формулировкой излагает еще одну причину, по которой неверные попадут в геенну — придание Аллаху сотоварищей.

«Неужели полагали те, которые проявили неверие, что возьмут Моих рабов вместо Меня покровителями?!»

Среди неверных были и те, кто в этом мире сделал рабов Аллаха своими богами. В итоге за это они попадут в уготовленный для них Аллахом ад.

«Поистине, Мы приготовили геенну для неверных пристанищем!»

В заключительных аятах священной суры речь идет о мере измерения ценности деяний и людей:

О Посланник!

قُلْ هَلْ نُنَبِّئُكُمْ بِالْأَخْسَرِينَ أَعْمَالًا 

103. Скажи: «Известить ли Нам вас о потерпевших наибольший убыток в деяниях?!

الَّذِينَ ضَلَّ سَعْيُهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَهُمْ يَحْسَبُونَ أَنَّهُمْ يُحْسِنُونَ صُنْعًا 

104.  Тех, усердие которых исчезло в земной жизни, и которые считают, что поистине, совершают прекрасные поступки?!»

О Мухаммад, скажи людям: «Поведать ли вам о тех, кто в этом мире потерпел наибольший убыток из-за совершенных им деяний?». Их деяния не только не помогут в Судный день, но уже в этом мире станут недействительными. Все их старания будут бесполезными. А между тем, они про себя полагают, что совершают очень хорошее дело. Рассказать ли вам, кто эти люди?

أُولَٰئِكَ الَّذِينَ كَفَرُوا بِآيَاتِ رَبِّهِمْ وَلِقَائِهِ فَحَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فَلَا نُقِيمُ لَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَزْنًا


105. Они — те, которые проявили неверие в аяты-знамения их Господа и во встречу с Ним. Так стали хабата (тщетны) их деяния, и в Судный день не придадим им [их деяниям] никакого веса.

То есть те, кто был описан в вышеприведенных двух аятах, чьи деяния окажутся тщетными, а старания и усилия уже в этом мире станут ложными, хотя они сами считают, что совершают очень хорошие дела,

« Они — те, которые проявили неверие в аяты-знамения их Господа и во встречу с Ним».

То есть они те, кто проявил неверие в аяты Аллаха и в Судный день. Именно поэтому

«…стали хабата (тщетны) их деяния…»

Как уже неоднократно упоминалось, слово «хабата» (стать тщетным) используется в отношении животного, которое съело большое количество трудно усваимаемого ядовитого растения. Внешне кажется, что животное съело растение и утолило голод. На самом же деле от пищи в его животе для него не было никакой пользы, а был только вред. Животное может даже подохнуть от разрыва живота, что и сделает его напрасным, то есть оно будет утеряно напрасно.

Подобно этому также неверный, на первый взгляд, кажется совершающим благое дело. Но по сути он, подобно животному, которое ест ядовитое растение, прилагает напрасные старания. Совершенное им деяние окажется тщетным.

«…и в Судный день не придадим им [их деяниям] никакого веса».

В Судный день у неверных не будет никакой цены и достоинства. И не будет веса у совершенных ими деяний. Потому что при Аллахе цена, достоинство и вес деяний зависят от веры. У кого нет веры, у того нет ни цены, ни достоинства. И нет веса у его деяний.

ذَٰلِكَ جَزَاؤُهُمْ جَهَنَّمُ بِمَا كَفَرُوا وَاتَّخَذُوا آيَاتِي وَرُسُلِي هُزُوًا 

106. Это их воздаяние — геенна за то, что проявили неверие и взяли Мои аяты-знамения и Моих посланников в насмешку!

В этом священном аяте перечисляются три причины, из-за которых обитатели ада попадут в геенну:

Первая причина:

«Это их воздаяние — геенна за то, что проявили неверие…»

Да, неверие является главной причиной попадания в ад. Необходимо остерегаться неверия.

Вторая и третья причины:

«…взяли Мои аяты-знамения и Моих посланников в насмешку!».

Насмешки над аятами Всевышнего Аллаха это один из наиболее видимых проявлений неверия.

Насмешки над посланниками Всевышнего Аллаха тоже самое заблуждение.

Поэтому ни в коем случае нельзя насмехаться над Священным Куръаном и его аятами, над личностью Пророка алайхиссалам и его учением, хадисами.

После описания «цены» и «достоинства» неверных, веса совершенных ими деяний, а также каким будет их конец, начинается изложение положения верующих:

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ كَانَتْ لَهُمْ جَنَّاتُ الْفِرْدَوْسِ نُزُلًا 

107. Поистине, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, им — сады Фирдавса пристанище.

خَالِدِينَ فِيهَا لَا يَبْغُونَ عَنْهَا حِوَلًا 

108. Вечно пребывающие они в них, не желая из них переселяться.

Вера и праведные деяния повышают цену и достоинство раба перед Всевышним Аллахом. А в Судный день становятся причиной для входа в рай. В раю же они остаются навечно. Там они обретут такую цену и достоинство, блаженство и покой, что совсем не захотят сменить свое местопребывание.

После описания того, как Аллах видит цену и достоинство людей, вес их деяний, ограниченное знание человека на живом примере сравнивается с неограниченным знанием Всевышнего Аллаха:

قُلْ لَوْ كَانَ الْبَحْرُ مِدَادًا لِكَلِمَاتِ رَبِّي لَنَفِدَ الْبَحْرُ قَبْلَ أَنْ تَنْفَدَ كَلِمَاتُ رَبِّي وَلَوْ جِئْنَا بِمِثْلِهِ مَدَدًا 

109. Скажи: «Если бы море было чернилами для слов Господа моего, непременно иссякло бы море раньше, чем иссякли бы слова Господа моего, даже если бы Мы привели ему столько же в поддержку».

В представлении людей чернила считаются средством фиксирования знаний. Написанное чернилами считается настоящим знанием. Знание, записанное чернилами, считается наиболее весомым, наибольшим знанием.

В представлении людей, которые жили во времена ниспослания Куръана, море было самым бескрайним, самым обильным источником. В частности, применительно к знаниям это представление означает абсолютное множество, бескрайность. Если хотим рассказать о величине знаний у кого-либо, то говорим, у такого-то море знаний.

Слово «море» в аяте охватывает все моря и океаны на свете. Следовательно, если взять все моря на свете как чернила и добавить к ним еще столько же чернильных морей, и если писать ими слова Всевышнего Аллаха, то даже так много чернил иссякнут, но не иссякнут слова Аллаха. Значит, знание Всевышнего Аллаха настолько велико, бесконечно и бескрайне. Это мы можем понять из вышеприведенного сравнения. Тот, кто обладает таким бесконечным знанием, проявил милосердие к Своим рабам и отправил почтенного Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам пророком, чтобы наставить их на праведный путь. Он наставляет людей на праведный путь посредством вахий — знаний, ниспосланных ему Аллахом. А не верить словам Посланника Аллаха, обладающего великим знанием, это крайнее заблуждение. Намекая на это, в конце суры Всевышний Аллах обращается к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и говорит:

قُلْ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ مِثْلُكُمْ يُوحَىٰ إِلَيَّ أَنَّمَا إِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ ۖ فَمَنْ كَانَ يَرْجُو لِقَاءَ رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا         

110. Скажи: «Поистине, я — лишь человек, подобный вам; ниспосылается мне вахий о том, что поистине, бог ваш — Бог Единый. Кто же надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведное деяние и не придает сотоварищей в поклонении своему Господу никого!».

О Мухаммад, сообщи людям, что ты такой же человек, как и они. Ты не ангел или еще кто-то другой. Ты такой же простой человек, как и все. Твое отличие от других заключается в том, что к тебе приходит вахий от твоего Господа. Вахий, который является малой частью того совершенного божественного знания, сообщает, что богом людей является единственный Аллах. Следовательно,

«Кто же надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведное деяние…».

Пусть отвратится от совершения злодеяний.

«…и не придает сотоварищей в поклонении своему Господу никого».

Как в вероубеждении, так и в деяниях пусть он выполняет только предписания Аллаха.

От Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам были переданы ряд благородных хадисов о суре «Кахф». Целесообразно вспомнить некоторые из них.

В хадисе, переданном имамом Бухари, имамом Муслимом и имамом Ахмадом, Абу Исхак сказал следующее:

«Я слышал, как Баррос сказал: 

— Один человек читал суру «Кахф». Во дворе находилось животное. Это животное стало проявлять беспокойство. Тот человек посмотрел и увидел, что его окружает облако. Мы рассказали о произошедшем Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он саллаллаху алайхи васаллам сказал: 

— О Такой-то, продолжай читать, это — сакина[1], снизошедшая из-за чтения Куръана».

Имам Муслим, имам Насаи и имам Ахмад передали от Абу Дарда радияллаху анху хадис, в котором Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Кто прочитает последние десять аятов суры Кахф, тот защитится от фитны (смуты) Даджжала».

В другом хадисе сказано: «Кто выучит наизусть десять аятов с начала суры «Кахф», тот будет обережен от фитны Даджжала».

Хафиз Абу Бакр ибн Мурдавайх передал от Ибн Умара радияллаху анху хадис, в котором Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Кто прочтет суру «Кахф» в пятницу, в Судный день из под его ног выйдет свет и осветит небеса, а его прегрешения между двумя пятницами будут прощены».

Передаются множество хадисов с подобным смыслом, подкрепляющие друг друга.

После изучения тафсира суры «Кахф» мы еще больше понимаем значение хадисов, призывающих почаще читать эту суру.

Потому что в этой священной суре речь идет об испытаниях, которые могут встретиться на жизненном пути любого человека: гнет власти, правителя и чиновников, любовь к богатству, события в мире, должность, обладание царством и совершенными возможностями, а также другие фитны-искушения; о том, что необходимо избегать их.

Значит, каждый человек должен следовать этим благородным хадисам, чтобы защититься от подобных искушений, и будет полезно, если он сделает себе регулярным занятием ежедневное чтение по десять аятов с начала и с конца суры «Кахф», а каждую пятницу чтение этой суры от начала до конца, с осмыслением значений аятов.

[1] Сакина (سكينة) — это нечто облакообразноеодно из созданий Всевышнего Аллаханевидимое простому взоруВ ней есть спокойствиемилость и безмолвиеи оно сопутствует ангеламИменно потомучто через сакину сердце очищается и заполняется светомоно и получило свое название (сакина — дословно «спокойствие»). Эти слова — слова Посланника Господа Миров саллаллаху алайхи васаллам.


Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
аяты 11 20 11. И Мы поразили их уши глухотой в пещере на несколько лет..Поразить их уши, означает .сделать их уши неслышащими,. Когда юноши, спасаясь бегством, читать полностью

1718 13:43 / 29.09.2021
Абу Хурайра радияллаху анху сказал .Сказал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам .Желает ли ктонибудь, из вас, вернувшись к себе домой найти там три больших читать полностью

2303 10:10 / 23.09.2020
Отпечатки пальцев неповторимы Первые сведения о дактилоскопии можно получить из Священного Куръана, ниспосланного четырнадцать веков тому назад Пророку читать полностью

3978 04:38 / 03.01.2017
Сура .Анъам,, оят 6..Разве они не видели, сколько Мы погубили поколений до них Мы давали им такие возможности на земле, какие не давали вам, и посылали небо на них читать полностью

2881 17:30 / 14.08.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью