У Адама было двое сыновей и они принесли в жертву животных. Жертвоприношение одного из них было принято. А жертвоприношение второго не было принято. Тогда тот из сыновей, чье жертвоприношение не было принято, стал завидовать тому, чья жертва была принята, возненавидел его успех и сказал: «Я непременно убью тебя!» Так происходит, когда в сердце человека вселяется зависть. В Суре «Маида» сказано:
27. И прочитай им с истиной весть о двух сыновьях Адама. Когда они принесли жертву, то было принято от одного из них и не было принято от другого. Сказал: «Я непременно убью тебя!» Сказал: «Поистине, примет Аллах только от богобоязненных,
28. Даже если ты поднимешь на меня руку, чтобы убить меня, я не подниму руку на тебя, чтобы убить тебя. Поистине, я боюсь Аллаха, Господа Миров.
29. Поистине, я хочу, чтобы ты взял на себя мой грех и свой грех, и стал из обитателей Огня. И это — воздаяние несправедливых».
Непринятие его жертвоприношения свидетельствовало о том, что он не был благочестивым. А приношение второго сына было принято, так как он был праведным. От благочестивого человека всегда исходит добро. Даже в самые трудные, суровые моменты жизни, когда ему угрожает опасность, он остается благочестивым. И обращаясь к человеку, который угрожает ему, он спокойно говорит:
«Поистине, примет Аллах только от богобоязненных».
Принятие Всевышним Аллахом благих деяний человека, в том числе и принесенной им жертвы, указывает на богобоязненность совершившего эти деяния. Этим он призвал недруга, совершающего покушение на него, также стать богобоязненным. А затем, с еще большим спокойствием, дабы пресечь зло своего брата, сказал:
«Даже если ты поднимешь на меня руку, чтобы убить меня, я не подниму руку на тебя, чтобы убить тебя».
Таковы слова истинного богобоязненного человека. Он стремится тем самым предотвратить зло, остудить пламя зависти завистника.
«Сказал: “Поистине, я боюсь Аллаха, Господа Миров”».
То бишь я избрал этот путь не потому, что страшусь тебя или смерти, а потому, что убийство человека есть грех, а я боюсь стать грешником перед Аллахом.
После этого, дабы отвратить своего брата от этого дела, он напоминает еще и о том, каким будет исход:
«Поистине, я хочу, чтобы ты взял на себя мой грех и свой грех, и стал из обитателей Огня. И это — воздаяние несправедливых».
То есть тем самым он сказал: «Если ты, не страшась Аллаха, убьешь меня, то возьмешь на себя не только грех за то, что убил меня, но и предыдущий грех, из-за которого твое жертвоприношение не было принято. Ты совершишь грехи один за другим. В итоге наказание, которое ты получишь, также увеличится и ты попадешь в ад».
Однако эти слова не подействовали на человека, вступившего на путь зла.
30. И его душа приукрасила ему убийство своего брата, и он убил его и оказался из потерпевших убыток.
Так происходит, когда следуешь своему хаваун нафсу[1] — своим низменным желаниям и страстям. На тебя не подействуют никакие увещевания и напоминания. Все эти увещевания и напоминания не подействовали также и на этого брата.
«И его душа приукрасила ему убийство своего брата».
Как мы уже сказали, этот человек не смог выступить против своих низменных страстей.
«И он убил его и оказался из потерпевших убыток».
По причине своего проступка он потерпит убыток еще и в том мире. Потому что его брат помогал ему, призывал его на верный путь и наставлял его. Теперь тот умер и человек, который увещевал, совершал добро и помогал, перестал существовать. Посему в последней жизни из-за своего преступления, то есть из-за убийства своего брата, убийца попадет в ад.
Только после совершения преступления Всевышний Аллах показал убийце его немощность и преподал урок скорби:
31. И отправил Аллах ворона, что разгребал землю, дабы показать ему, как сокрыть [погрести] труп своего брата. Сказал [старший брат]: «Горе мне! Неужто я не могу уподобиться [даже] этому ворону и сокрыть [погрести] труп моего брата?». И оказался из горюющих.
Как видно из сути священного аята, убийца, после того как убил своего брата, оказался в неведении, что делать дальше. Ему и в голову не пришло, что необходимо похоронить мертвеца. Потому что раньше, до этого случая мертвых не было. Это был первый мертвец на земле. Именно поэтому, не зная что делать, он пребывал в недоумении. Как сообщается в преданиях, в этот момент Аллах послал двух воронов, чтобы научить его хоронить мертвеца. Вороны подрались перед ним и один из них убил другого. Затем ворон-убийца разгреб землю и похоронил в ней мертвого ворона. Об этой ситуации в аяте коротко говорится:
«И отправил Аллах ворона, что разгребал землю, дабы показать ему, как сокрыть [погрести] труп своего брата».
Увидев, как ворон закапывает труп ворона, убийца возненавидел сам себя и сказал:
«Горе мне! Неужто я не могу уподобиться [даже] этому ворону и сокрыть [погрести] труп моего брата?»
Так, ослепленный завистью негодяй, дошедший до убийства своего невинного брата, не смог сделать даже то, что смог сделать ворон.
«И оказался из горюющих».
Из книги Тафсир Хилал.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.