В этом хадисе говорится о том, что Всевышний Аллах повелел Пророку принять байъат женщин — в соответствии с аятом Куръана:
«О Пророк! Когда придут к тебе верующие женщины совершать с тобой байъат о том, что не придадут в сотоварищи Аллаху ничего, и что не станут красть, и не станут прелюбодействовать, и не станут убивать своих детей, и не приведут клевету, измышляя ее между своими руками и ногами, и не ослушаются тебя в одобряемом, то прими их байъат и проси за них прощения у Аллаха! Поистине, Аллах — Наипрощающий, Милосердный!» (сура «Мумтахана», аят 12).
В указанном хадисе, в основном, говорится о том, как происходило принятие байъата, то есть о том, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам принимал байъат женщин только на словах, не держа их руку, как это делается при байъате мужчин.
Почтенная Аиша радияллаху анха говорит о том, что рука Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не касалась чужих женщин не только во время принятия байъата, но и вообще никогда. Она подчеркивает, что его рука касалась только дозволенных ему женщин.
Чтобы лучше представить себе, как происходило принятие байъата женщин Пророку саллаллаху алайхи васаллам, изучим упоминаемый в данном хадисе священный аят.
С женщин в первую очередь былы взято следующие обещания: «…не придадут в сотоварищи Аллаху ничего», то есть будут поклоняться и веровать только Аллаху субханаху ва таъала.
Во-вторых, «не станут красть».
В-третьих, «не станут прелюбодействовать».
В-четвертых, «не станут убивать своих детей».
В-пятых, «не приведут клевету, измышляя ее между своими руками и ногами», то есть не будут обманывать мужа, заявляя, что, например, рожденный вне брака ребенок от него. До Ислама такие случаи имели место. Бывало и такое, что одна женщина была в связи с несколькими мужчинами, а потом, родив ребенка, она заявляла одному из них, что это его ребенок, обязывая признать его.
В-шестых, «не ослушаются тебя в одобряемом».
Под «одобряемым» подразумевается поклонение Аллаху и совершение благих деяний, а в целом — исполнение требований религии и недопущение того, что религия запрещает и порицает.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам принимал байъат правоверных женщин только в том случае, если они обещали соблюдать условия, перечисленные в этом аяте.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам отдельно принимал байъат женщин.
2. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам принимал байъат женщин согласно аяту Куръана: «О Пророк! Когда придут к тебе верующие женщины…».
3. Байъат женщин происходил только на словах, без прикосновения руками.
4. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам никогда не касался руки чужой (не состоящей в близкой родстве или браке) женщины.
5. На основе данного хадиса улемы вынесли решение о запрете рукопожатия посторонних женщин и мужчин во время приветствия.
Рассмотренные нами хадисы являются лишь частью всех хадисов о байъате Пророку саллаллаху алайхи васаллам. На их примере показана особая значимость байъата в вопросах иймана и Ислама.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.