Улемы особо подчеркивают, что сунна Пророка саллаллаху алайхи васаллам, связанная с его пророческой миссией и относящаяся к положениям шариата, делится, в зависимости от категории соблюдающих ее людей, на общую и частную. То есть это разделение зависит от того, кто выполняет эту сунну: ибо одни положения предназначены для исполнения всей мусульманской уммой, а другие — для исполнения отдельными лицами. Чтобы легче понять это, как обычно, рассмотрим пример.
Имам Шихабуддин ал-Курафи в своей книге «ал-Фурук» пишет следующее:
«Знай, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам является главным имамом, судьей по всем законам и самым знающим муфтийем. Он есть имам всех имамов, кадий всех кадийев и самый главный алим — ученый. Всевышний Аллах посредством пророчества наделил его превосходством над всеми религиозными чинами. Вплоть до Судного дня он будет выше всех, кто займет любую из религиозных должностей. Пророк саллаллаху алайхи васаллам находится на самой высшей ступени любых из существующих религиозных чинов. Однако главной его задачей является доведение до нас повелений Аллаха.
В сущности, главным его качеством является его пророчество. Поэтому в действиях Пророка саллаллаху алайхи васаллам присутствует и доведение им воли Аллаха и его фатвы, и такие деяния, которые люди единодушно относят к деятельности кадийа, и такие, которые единодушно относят к руководству государством, а также и такие, которые, находясь между этими двумя последними, стали причиной для колебания и разногласий среди ученых, одни из которых видели в них преобладание характеристик одного чина, а другие — другого.
Каждый поступок Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, совершенный исходя из описанных выше его качеств и полномочий, имеет в шариате различную степень воздействия.
Каждое слово, произнесенное Пророком саллаллаху алайхи васаллам, и каждое деяние, совершенное им в качестве пророка, является всеобщим положением для людей и джиннов[1] вплоть до Судного дня. Если это было повеление делать что-то, то каждый должен его исполнять, в том числе и деяния категории мубах. Если же это было отвращение от определенных действий, то каждый должен избегать их совершения.
Что касается действий Пророка саллаллаху алайхи васаллам, совершенных в качестве имама (руководителя государства), то никто не должен делать подобного без позволения имама. Тем самым осуществится следование Пророку саллаллаху алайхи васаллам, так как он совершал это, имея полномочия предводителя.
Что касается действий Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, совершенных в качестве кадийа (исламского судьи), то никто не должен делать такого без позволения правителя. В этом и будет заключаться следование Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Поскольку он совершал те действия, имея полномочия кадийа».
Полагаем, что эти разъяснения имама ал-Курафи рахматуллахи алайхи не нуждаются в комментариях.
[1] Джинн (جن) — досл. «огражденный», то есть огражденный от человеческого взора — существо, сотворенное из огня. Джинны, как и люди и ангелы, созданы Аллахом, они живут параллельно с людьми на земле, pождаются, умиpают и будут воскpешены для Суда за их деяния; сpеди них существуют веpующие и невеpующие.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.