Передается от Абу Ваша радияллаху анху: ≪Каждый четверг Абдуллах делал напоминание людям. Один человек сказал ему: ≪О Абу Абдуррахман, я хотел, чтобы ты делал напоминание нам каждый день≫. Он сказал: ≪Делать это мне мешает мое нежелание надоедать вам. Я буду проповедовать вам время от времени, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам делал нам напоминание время от времени, чтобы не надоедать нам≫.
Передали два шейха и Тирмизи.
Пояснение: Сначала познакомимся с Абу Ваилем радияллаху анху, который передал этот хадис. Шакик ибн Салама радияллаху анху (куня - Абу Ваил) был одним из учеников Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху. Он обладал проницательным умом, способностью к запоминанию, выучил наизусть Благородный Куръан за два месяца, был одним из захидов и богобоязненных сподвижников. Вместе с Али радияллаху анху принимал участие в битве Сиффин. Передал хадисы от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, а также от Абу Бакра, Умара, Усмана, Али, Саъда, Ибн Аббаса, Ибн Масъуда, матери верующих - Аиши. От него передавали Шаъби, Мансур ибн Муътамир, Аъмаш и другие. Абу Ваил радияллаху анху умер в 79 году хиджры. В хадисе речь идет об известном сподвижнике, выдающемся ученом Абдуллахе ибн Масъуде радияллаху анху. Как передает Абу Ваил радияллаху анху, каждый четверг Абдуллах ибн Масъуд, устраивая научные беседы с людьми, читал им назидательные проповеди.
Проведение подобных собраний всего лишь раз в неделю показалось одному из участников недостаточным. Чем больше будет назиданий, тем лучше, считал он. Он сказал Абдуллах ибн Масъуду радияллаху анху об этом: ≪О Абу Абдуррахман, я хотел, чтобы ты делал напоминание нам каждый день≫. Абу Абдуррахман - куня Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху. У арабов к мужчинам обращаются с именем их старшего ребенка, приставив перед его именем слово ≪Абу≫ (отец), а к женщинам - слово ≪Умму≫ (мать). Это называется ≪куня≫. Куня означает уважительное обращение ≪отец такого-то≫ или ≪мать такого-то≫. Конечно же, обращение к такому великому человеку, как Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху ≪О Абу Абдуррахман≫ (то есть ≪О отец Абдуррахмана≫), более почтительно, чем просто ≪О Абдуллах≫.
Этот человек, с уважением обратившись к Абдуллаху ибн Масъуду радияллаху анху, зовя его по куня, попросил, чтобы научные собрания и проповеди проводились каждый день. Абдуллах ибн Масъуд объяснил, почему он проводит научную беседу и проповеди не каждый день, а раз в неделю: ≪Делать это мне мешает мое нежелание надоедать вам≫. Учитель или проповедник должен предпринять меры, чтобы не утомлять своих учеников и слушателей. Утомительная речь не приносит пользу. Поэтому Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху, организуя научное собрание, делал проповеди не каждый день, а раз в неделю. Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху не сам придумал это, таков был обычай Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху говорит об этом: ≪Я буду проповедовать вам время от времени, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам делал нам напоминание время от времени, чтобы не надоедать нам≫.
Сколько бы ни были высказывания благими, полезными, их постоянное повторение опротивеет людям. Некоторые общественные порядки и осуществляемая ими пропаганда надоедает людям в результате большого количества излишних повторов. Поэтому знаток человеческой природы, искусный лекарь людских сердец Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам обращался с ними учтиво. Чтобы не надоедало людям, он проповедовал им не постоянно, а время от времени.
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. По мере возможности еженедельно проводить научные собрания.
2. Во избежание утомления своих учеников и слушателей ученые и проповедники должны предпринимать соответствующие меры.
3. К ученым необходимо обращаться с уважением, благопристойно.
4. Проводить научные собрания и проповеди в меру, не допуская надоедания.
Для нас очень важно внедрить в нашу современную жизнь этот благословенный хадис. Наши ученые, взяв пример у Абдуллаха ибн Масъуда, должны организовать проповеди и научные собрания раз в неделю. Такова сунна Пророка саллаллаху алайхи васаллам. После него саллаллаху алайхи васаллам это благословенное дело продолжили достопочтенные сподвижники, подобно Абдуллаху ибн Масъуду. Таким образом, эта традиция передавалась от поколения к поколению до наших дней. Без чьего-либо указания и повеления, мусульмане, находя свободное время и место, обратившись с просьбой к ученым, учатся у них заповедям своей религии. Мусульманские общины, оставшиеся под гнетом безбожного строя, в определенной степени сохранили свою религию именно благодаря таким занятиям, научным собраниям и проповедям. Это можно назвать научной отвагой, духовным героизмом мусульман. Проведение научных собраний в таком порядке весьма плодотворно не только в трудные времена, но и в обычные дни. Кто-то получает частные уроки, другой читает религиозные книги. Также, через прессу и информационные средства можно ознакомиться с исламскими идеями, научными сведениями.
Можно также пользоваться проповедями и научными беседами, проводимыми в мечетях и в других общественных местах. Но регулярные научные собрания, где люди, близкие по возрасту, полу, месту жительства, профессии и другим параметрам, собираются для получения знаний от одного человека, имеют свои преимущества и гораздо большую эффективность. В такой ситуации, никого не стесняясь, можно непринужденно обсуждать, спрашивать о том, о чем не знаешь. Вместе с тем еще больше укрепятся узы исламского братства, будет извлечено много пользы. Такие собрания (в Кувейте они называются ≪девонийя≫, в Благородной Мекке - ≪даврийя≫), являясь весьма полезными и продуктивными, должны быть организованы повсеместно.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.