23. Передается от Абу Зарра Гифари радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Пришел ко мне Джабраил алайхиссалам. И благовестил меня: “Поистине, кто умрет из твоей уммы, не придавая в сотоварищи Аллаху ничего, попадет в рай”.
Я (Абу Зарр) сказал:
— Даже если прелюбодействовал и воровал?
Он сказал:
— Даже если прелюбодействовал и воровал.
Я сказал:
— Даже если прелюбодействовал и воровал?
Он сказал:
— Даже если прелюбодействовал и воровал.
Затем на четвертый раз, сказал:
— Даже если сотрется о землю нос Абу Зарра».
Передали оба шейха и Тирмизи.
Пояснение: Этот хадис передал Абу Зарр Гифари радияллаху анху. Познакомимся с его биографией.
Имя этого сподвижника — Джундуб ибн Джунада Гифари, его кунйа — Абу Зарр. Он был пятым из сподвижников, первыми принявшими Ислам, был из захидов, которые не беспокоились об уделе завтрашнего дня. Он удостоился возможности переселиться в Медину после битвы Хандак.
Абу Зарр Гифари радияллаху анху в общей сложности передал от Умара ибн Хаттаба, Абдуллаха ибн Аббаса, Абдуллаха ибн Умара и других сподвижников радияллаху анхум 281 хадис. От него хадисы передавали Ахнаф ибн Кайс, Абдуррахман ибн Ганам, Ато и другие. Абу Зарр радияллаху анху умер в 32 году хиджры в Рабзе, в период правления Усмана радияллаху анху.
Имам Тирмизи в конце своего ривайата говорит: «Когда у имама Зухри спросили о хадисе: «Кто произнесет “Лаа илааха иллаллаху”, тот попадет в рай», он добавил к этому: «Это было в начальном периоде Ислама, до введения других положений шариата, для привлечения людей к религии». Тем самым, имам Тирмизи также посчитал необходимым разъяснить, как правильно понимать данный хадис. А имам Ибн Шихаб Зухри был выдающимся табиъином, составившим первую книгу хадисов, передавшим все, что он знал от сподвижников.
Наряду с этим, известны и слова почтенной Аиши радияллаху анха о том, что «в первых аятах говорилось об иймане, рае и аде, после того же, как люди, заинтересовавшись, стали принимать религию, были ниспосланы аяты о таких положениях, как намаз, пост».
В этом хадисе говорится о достоинстве тавхида и недопустимости ширка в отношении Всевышнего Аллаха.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Помимо аятов Куръана, архангел Джабраил алайхиссалам доводил до Пророка саллаллаху алайхи васаллам и другие сведения.
2. Отсутствие ширка в отношении Аллаха вплоть до смерти человека является добродетелью, которая в конце концов обусловливает попадание человека в рай.
3. Прелюбодеяние и воровство являются большими грехами и могут заградить дорогу в рай.
4. Дозволительность переспрашивать учителя для уточнения.
Абу Зарр Гифари радияллаху анху неоднократно переспрашивал о прелюбодеянии и воровстве потому, что эти два вида преступлений в то время были самыми распространенными. По мнению ученых, все грехи разделяются на два основных типа: грехи против Аллаха и грехи против рабов Всевышнего Аллаха. Прелюбодеяние относится к типу грехов против Всевышнего Аллаха, а воровство — к преступлениям против человека. Следовательно, вопрос включал в себя оба типа грехов.
В своем вопросе Абу Зарр Гифари радияллаху анху спрашивает не о полном неподчинении повелениям Аллаха и об отказе от поклонения Ему, а о грехах, которые являются единовременными вследствие краткого отступления от шариата. Это делает еще более очевидным заблуждение тех, кто пытается представить хадисы подобного рода в качестве аргумента для неисполнения велений Аллаха. На возможность неверного толкования невежественными людьми хадисов с аналогичным смыслом указывал и сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, о чем говорится в следующем хадисе.
24. Передается от Муаза ибн Джабала радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Кто бы ни свидетельствовал, что нет божества кроме Аллаха и что Мухамад — Посланник Аллаха, от чистого сердца, того Аллах непременно сделает запретным для огня.
Сказал:
— О Посланник Аллаха, не поведать ли мне людям об этом, чтобы они обрадовались?
Сказал:
— Тогда они будут уповать (на этот хадис).
И поведал об этом Муаз только перед своей смертью, опасаясь греха (в сокрытии хадиса).
Пояснение: Этот хадис передал Муаз ибн Джабал радияллаху анху. Сначала познакомимся с биографией этого человека:
Муаз ибн Джабал ибн Амр Ансари Хазраджи (его кунйа — Абу Абдуррахман) принял Ислам в 12 лет. Он принял участие во втором байъате «Акаба». Муаз ибн Джабал был рядом с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам во всех сражениях. Он отличался особым характером, мягкостью и красивым нравом.
Муаз ибн Джабал радияллаху анху передал 157 хадисов. От него хадисы передавали такие сподвижники и табиъины, как Абдуллах ибн Умар, Абдуллах ибн Аббас, Абдуллах ибн Амр ибн Āсс, Джабир, Анас, Абу Саълаба, Абу Катада.
Посланник Аллаха говорил: «В моей умме (верно) различающий дозволенное от запретного — это Муаз».
Также Посланник Аллаха сказал: «В Судный день Муаз ибн Джабал будет имамом улемов».
Умар ибн Хаттаб радияллаху анху говорил: «Женщины не в состоянии родить ребенка, подобного Муазу ибн Джабалу радияллаху анху. Если бы не было Муаза, Умар бы погиб».
Направляя Муаза в Йемен в качестве кадийа[1] и учителя религии, Посланник Аллаха спросил: «О Муаз, как ты будешь выносить решения?».
Муаз ответил: «Основываясь на Книге Аллаха».
Пророк спросил: «Если же не найдешь ответа в Книге Аллаха?»
Муаз ответил: «Основываясь на сунне Посланника Аллаха».
Пророк спросил: «Если же и там не будет ответа?»
Муаз ответил: «Основываясь на иджтихаде своим разумом, но не сдамся».
С радостью на лице Посланник Аллаха сказал: «Хвала Аллаху, который направил посланника Посланника Аллаха на путь, ведущий к довольству Аллаха и Его Посланника».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Учитесь Куръану у четверых людей». Одним из них был Муаз ибн Джабал.
Муаз ибн Джабал радияллаху анху был братом по Исламу с мухаджиром Абдуллахом ибн Масъудом радияллаху анху.
Во время правления Умара ибн Хаттаба радияллаху анху селение «Амавас», расположенное рядом с Палестиной, охватила эпидемия холеры. Муаз радияллаху анху умер от этой болезни в возрасте 38 лет в 18 году хиджры.
Услышав о великой награде для последователей учения о тавхиде, сподвижник Муаз ибн Джабал радияллаху анху спросил у Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «О Посланник Аллаха, не поведать ли мне людям об этом, чтобы они обрадовались?».
Ранее было неизвестно, чтобы кто-то из сподвижников, услышав изречение Пророка саллаллаху алайхи васаллам, спрашивал у него: довести ли это изречение до людей? Наоборот, сподвижники считали своей обязанностью доводить до людей все, что они слышали. Муаз ибн Джабал радияллаху анху задает этот вопрос из опасения возникновения ложного понимания. Его сомнения оказались оправданными, что подтверждается ответом Пророка саллаллаху алайхи васаллам на его вопрос: «Тогда они будут уповать (на этот хадис)».
Говоря иначе, если ты скажешь об этом людям, они ухватятся за это и перестанут следовать всему остальному. Следовательно, и Сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам был согласен с тем, люди могут перестать исполнять другие положения религии, если неправильно поймут этот хадис. Поэтому он не разрешил сподвижнику говорить об этом людям.
Увы, в последующей истории опасения сбылись, и среди людей появились те, кто перестал следовать положениям Ислама, неверно растолковав этот хадис. Неверное понимание этого вопроса появилось еще и в связи заменой понятия «не останется вечно в аду» на понятие «не попадет в ад».
Итак, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорит: «Нет никого, кто свидетельствует, что нет божества кроме Аллаха и что Мухаммад — Посланник Аллаха, от чистого сердца, кого Аллах не сделает запретным для огня».
По мнению ученых, из выражения «всем сердцем» следует, что исповедание мунафиков (лицемеров) не действительно. Точно такой же фразой в других местах выражается необходимость соответствия деяния словам.
В то же время Пророк саллаллаху алайхи васаллам не говорит, что все, кто произнесет калиматуш шахаду, не попадут в ад, а говорит, что не попадут те, кто засвидетельствует «всем сердцем», то есть подтвердившие свои слова действием, ибо и другие аргументы однозначно свидетельствуют о том, что грешники из числа последователей учения о тавхиде все равно попадут в ад.
Таким образом становится ясным, кто из числа последователей учения о тавхиде попадет в ад, а кто нет. Поэтому Муазу радияллаху анху и не было позволено доводить этот хадис до людей.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Величие слов шахады — исламского свидетельства веры.
2. Пророк саллаллаху алайхи васаллам имел большое доверие к Муазу ибн Джабалу радияллаху анху.
3. Необходимо спрашивать у учителя, у руководителя о том, что вызывает сомнения, и о том, следует ли доводить сказанное до других людей.
4. Допустимо доводить до разумных, понимающих людей то, что нельзя говорить невежественной толпе.
5. Нежелательно доводить сложные вещи до ограниченных, неграмотных людей, неспособных правильно понимать отдельные тонкие значения.
Имам Бухари передает следующее: «Когда великому табиъину Вахбу ибн Мунаббиху сказали: «Говорят, что “Лаа илааха иллаллаху” — это ключ к раю?», он ответил: «Да, конечно, но ключ не бывает без зубцов. Если ты принесешь ключ с зубцами, дверь откроется тебе. В противном случае — нет».
[1] Кадий (قاضية, также кади, кази) — досл. «выносящий приговор», «решающий»; шариатский судья, деятельность которого направлена на обеспечение соблюдения шариатских положений и норм, вынесение решений по тяжбам, прекращение раздоров.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.