В передаче двух шейхов сказано:
«Мы совершили байъат Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в том, что будем слушаться и повиноваться и в трудности, и в легкости, и в активности, и в пассивности, и в предпочтении других себе, и в том, что не будем оспаривать дело от достойных ему, и в том, что будем говорить истину, где бы мы ни были, не будем бояться во имя Аллаха порицания порицателя».
А в другой передаче сказано:
«И в том, что не будем оспаривать дело от достойных ему.
Сказал:
— Если только не увидете явное неверие и у вас есть о нем доказательство от Аллаха»
Пояснение: Эти слова автор приводит для дополнения предыдущего хадиса.
Общеизвестно, что «два шейха» — это имам Бухари и имам Муслим. Эти два великих мухаддиса привели от Убады ибн Сомита и ряд других хадисов о байъате. В них Убада ибн Сомит радияллаху анху дополнил вышеприведенный хадис некоторыми существенными деталями, которых в нем не было:
1. «Мы совершили байъат Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в том, что будем слушаться и повиноваться и в трудности, и в легкости, и в активности, и в пассивности, и в предпочтении других себе».
Под послушанием и подчинением подразумевается верность Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и мусульманским руководителям. Это условие необходимо для всех обществ. Там, где нет послушания и подчинения руководителю, не будет ни порядка, ни успеха, поэтому данному вопросу в Исламе уделяется большое внимание.
2. «Не будем оспаривать дело от достойных ему».
В терминологии почтенных сподвижников руководство называлось делом (амр). В таких выражениях, как: «я спросил об этом деле», «если говорить об этом деле», подразумевается руководство. Так и здесь буквально говорится: «оспаривать дело от достойных ему», что означает: не оспаривать руководство, порученное кому-то из людей. Ибо в противном случае появится много претендентов, и в борьбе за руководящее место может разгореться конфликт.
3. «...будем говорить истину, где бы мы ни были, не будем бояться во имя Аллаха порицания порицателя».
Это одно из знаменитых достоинств мусульман. Говорить только правду, везде и ничего не опасаясь — это лицо истинного мусульманина. Довольство Аллаха достигается только таким путем, поэтому это условие включено в условия байъата верующих с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
В другой передаче хадиса, который передан от Убады ибн Сомита радияллаху анху, после условия о недопущении оспаривания поста халифа Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«...Если только не увидете явное неверие и у вас есть о нем доказательство от Аллаха».
Это означает, что в случае, если вы увидите явное проявление куфра и у вас будет убедительное доказательство, то вы можете оспорить решение руководителя. При совершении других ошибок, мусульмане наставляют и с открытой душой указывают на ошибку — это должно быть общепринятым правилом.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.