65. Джабир радияллаху анху сказал:
«Пришли ангелы к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, когда он спал. Сказали некоторые из них: “Поистине, он — спящий”.
И сказали некоторые из них: “Поистине, глаза — спящие, а сердце — бодрствующее”.
И сказали: “Поистине, об этом вашем брате есть притча. Приведите же эту притчу”.
И сказали некоторые из них: “Поистине, он — спящий”.
И сказали некоторые из них: “Поистине, глаза — спящие, а сердце — бодрствующее”.
И сказали: “Его притча подобна притче человека, кто построил дом, устроил в нем пир и послал гонца. Кто же откликнется гонцу, войдет в дом и покушает в пире. Кто же не откликнется гонцу, не войдет в дом и не покушает в пиру”.
И сказали: “Толкуйте ему, чтобы понял это”.
И сказали некоторые из них: “Поистине, он — спящий”.
И сказали некоторые из них: “Поистине, глаза — спящие, а сердце — бодрствующее”.
И сказали: “Дом — это рай, гонец — это Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам. Кто же повиновался Мухаммаду, то действительно повиновался Аллаху. А кто ослушался Мухаммада, то действительно ослушался Аллаха. И Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам — различие между людьми”».
Передали Бухари и Тирмизи.
Пояснение: И в этом хадисе говорится о подчинении Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам и о твердом следовании его сунне.
На этот раз притчу о Посланнике Аллаха саллалаху алайхи васаллам приводят представители существ высшего уровня, то есть приближенные к Аллаху субханаху ва таъала ангелы — существа, не имеющие в своей природе никаких недостатков, беспрекословно исполняющие то, что им велено. Сам по себе уже этот факт создает удивительную духовную и возвышенную атмосферу.
Любимый Пророк Всевышнего Аллаха, заступник правоверных Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам спит. Из уважения к этому великому человеку ангелы явились к месту, где он лежит. Одни увидевшие его ангелы сказали: «Он спит».
Этим они хотели сказать, что прибыли к нему по делу, а он спит, что же теперь делать? Тогда другие возразили: «Глаза его спят, а сердце бодрствует».
Иными словами, они говорят: «Даже если его глаза спят, сердце его не спит, давайте начнем свое дело. Ведь и сам Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Хотя мои глаза и спят, сердце мое не спит». И у других пророков алайхимуссалам спали только глаза, а сердце всегда бодрствовало. Возможно, содержание беседы между ангелами неоднократно повторяется именно для того, чтобы подчеркнуть это обстоятельство.
Как бы там ни было, после этого разговора между собой, ангелы приступили к своей миссии.
«И сказали: “Поистине, об этом вашем брате есть притча. Приведите же эту притчу”».
Здесь говорится о том, что «этот спящий ваш брат» является человеком, на которого возложена великая ответственность. Всевышний Аллах избрал его для особой миссии среди людей. На что может быть похожа его миссия? Попробуйте найти подходящее сравнение. Далее:
«И сказали некоторые из них: “Поистине, он — спящий”».
Здесь они хотели сказать: как же быть, ведь он заснул! Услышит ли он, когда мы приведем притчу? Тогда:
«И сказали некоторые из них: “Поистине, глаза — спящие, а сердце — бодрствующее”».
Тем самым они хотели сказать, что даже если у этого человека спят глаза, то сердце его не спит. Оно знает обо всем, приводите свою притчу и он ее услышит.
«И сказали: “Его притча подобна притче человека, кто построил дом, устроил в нем пир и послал гонца. Кто же откликнется гонцу, войдет в дом и покушает в пире. Кто же не откликнется гонцу, не войдет в дом и не покушает в пиру”».
В предыдущем хадисе говорилось о такой миссии Пророка, как предупреждение людей о каре для преступающих Закон Божий и пребывающих в беспечности. В этом хадисе ангелы поведали о такой миссии Пророка, как благовестие о рае.
Речь идет о построенном доме, организованном пире и приглашении людей на него. Приведенная метафора может быть воспринята и растолкована по-разному, однако лучше всех смысл приведенных сравнений понимает тот, кто их приводит. Именно поэтому ангелы, давая свое толкование приведенной ими притчи, сами хотели раскрыть суть того, о чем в ней говорится:
«И сказали: “Толкуйте ему, чтобы понял это”».
Этим они хотели сказать: разъясните этот пример вашему спящему брату, пусть он поймет, что под этим подразумевается. Но в ответ снова как бы сомнение:
«И сказали некоторые из них: “Поистине, он — спящий”».
Если он спит, поймет ли он наше толкование? Тогда
«И сказали некоторые из них: “Поистине, глаза — спящие, а сердце — бодрствующее”».
Иначе говоря, давайте ваше толкование. Даже если его глаза спят, то сердце не спит и он непременно поймет ваши слова. Затем они начали толковать смысл этого примера.
«И сказали: “Дом — это рай, гонец — это Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам”».
Таким образом, дом — это рай, который сотворен Всевышним Аллахом. Организатор пиршества в нем, также Аллах. Пир в этом доме — это райские блага. Направивший Посланника для приглашения людей — тоже Всевышний Аллах. Приглашающий же на пир посланник — это Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам. Поверившие приглашающему и ответившие на его призыв — это праведные мусульмане. Они войдут в рай и будут довольствоваться его благами, потому что они приняли Ислам — призыв направленного Аллахом посланника.
Не ответившие на призыв приглашающего — это неверные (кафиры). Они не войдут в рай и не будут участвовать в пире, поскольку они не приняли Ислам — призыв направленного Аллахом Посланника Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.
Свою речь ангелы закончили словами:
«Кто же повиновался Мухаммаду, то действительно повиновался Аллаху. А кто ослушался Мухаммада, то действительно ослушался Аллаха. И Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам — различие между людьми».
Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам довел до людей только то, что повелел ему Аллах, ничего не придумывая сам. Подчиняясь ему либо выступая против него, люди различаются на две группы: подчинившиеся Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам станут правоверными мусульманами — обитателями рая, а выступившие против него станут кафирами и мунафиками — обитателями ада. Критерием различения людей по этому принципу и является сам Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам.
Полезные выводы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Даже тогда, когда Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам спал, к нему являлись ангелы.
2. Даже тогда, когда спят глаза пророка, его сердце бодрствует и слышит голоса ангелов.
3. Ангелы приводили Пророку саллаллаху алайхи васаллам притчи и сравнения.
4. Рай приуготовлен заранее.
5. Райские блага существуют.
6. Те, кто уверовал в Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и следует его религии — Исламу, попадут в рай.
7. Те, кто не уверовал в Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и не следует Исламу, не войдут в рай.
8. Подчинение Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам — это подчинение Аллаху.
9. Выступление против Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам — это выступление против Аллаха.
10. Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам является критерием различения людей по принципу их будущей жизни.
Таким образом, тот, кто желает стать счастливым, насладиться райскими благами, пусть строго следует сунне Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. А те, кто не следует сунне и выступает против, сами сделали свой выбор.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.