66. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Поистине, Посланник Аллаха пришел на кладбище и сказал:
— Ассаламу алайкум, о обитель правоверных людей! И поистине, мы, если пожелает Аллах, присоединяющиеся к вам! Я хочу, чтобы мы действительно увидели своих братьев!
(Люди) спросили:
— Разве мы не братья Ваши, о Посланник Аллаха?
Он сказал:
— Вы — мои сподвижники. А наши братья — те, которые не пришли еще.
Тогда сказали:
— Как же Вы узнаете из своей уммы тех, кто еще не пришел, о Посланник Аллаха?
Он же сказал:
— Скажи, если поистине, у человека в табуне среди черных лошадей есть лошади с ослепительно белыми копытами и белыми пятнами на лбу, узнает ли свой табун?
Они сказали:
— Да, о Посланник Аллаха!
Он сказал:
— Поистине, они придут с сияющими от совершенных ими омовений лицами, руками и ногами. А я — встречающий их у пруда. О да! Непременно будет отогнаны люди от моего пруда, подобно тому, как отгоняется сбежавший верблюд. Я позову их, восклицая: “О вы, идите сюда!”.
Тогда будет сказано: “Поистине, они действительно заменили после тебя”.
Я скажу: “Погибель им, погибель!”».
Передали Муслим и Насаи, частично Бухари.
Пояснение: В этом хадисе упоминается известное событие и некоторые высказывания, которые имели при нем место.
В действительности это происходило так. Однажды сподвижники потеряли Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и начинали расспрашивать друг друга и прохожих. Кого бы они ни спрашивали, им отвечали: «Мы только что видели его здесь». Расспрашивая людей, они нашли Пророка саллаллаху алайхи васаллам на кладбище и сказали: «О Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, потеряв Вас, у нас появились разные мысли, и мы забеспокоились». Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил им то, о чем сказано в этом хадисе.
Описываемый в хадисе диалог Пророка саллаллаху алайхи васаллам со сподвижниками происходил на том самом кладбище. Рассмотрим этот диалог поподробнее. Сначала Пророк саллаллаху алайхи васаллам, соблюдая правила посещения кладбища, говорит: «Ассаламу алайкум, о обитель правоверных людей! И поистине, мы, если пожелает Аллах, присоединяющиеся к вам!», — приветствуя захороненных там правоверных мусульман. Затем, он говорит: «Я хочу, чтобы мы действительно увидели своих братьев!».
Сподвижники считали себя братьями Пророка саллаллаху алайхи васаллам, поэтому они удивились его словам и спросили:
«Разве мы не братья Ваши, о Посланник Аллаха?».
Он ответил: «Вы — мои сподвижники. А наши братья — те, которые не пришли еще».
Иначе говоря: вы — удостоившиеся общения со мной сподвижники. А наши братья пока еще не пришли, они придут в будущем. В другой передаче хадиса говорится: «Они придут после меня, они уверуют, не видя меня».
После этих слов у сподвижников возник другой вопрос и, подумав: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам узнал нас, видя нас, но как же он узнает среди моря людей тех членов своей уммы, которые придут после него?», они спросили:
«Как же Вы узнаете из своей уммы тех, кто еще не пришел, о Посланник Аллаха?».
Несомненно, речь идет о Судном дне, поскольку в другое время, кроме этого дня, не будет возможности кого-то встретить и узнать. На этот вопрос Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил, приведя сравнение:
«Скажи, если поистине, у человека в табуне среди черных лошадей есть лошади с ослепительно белыми копытами и белыми пятнами на лбу, узнает ли свой табун?».
Сподвижники сказали: «Да, о Посланник Аллаха!».
Он саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Поистине, они придут с сияющими от совершенных ими омовений лицами, руками и ногами».
Члены моей уммы, которые придут после меня, в Судный день придут со светящимися лицами, руками и ногами — частями тела, которых касалась вода во время совершения омовений, выделяясь среди других людей, почерневших от куфра и грехов.
Эти слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам показывают значимость и важность совершения омовений (вудуъ). Для совершения намаза, тавафа (обход Каъбы), прикосновения к Куръану и его чтения правоверный мусульманин обязан совершить омовение. А вообще желательно быть чистым всегда, чаще совершая омовение.
Совершение омовения имеет много положительных сторон. В частности, существует много хадисов о том, что при совершении омовения с каждой омываемой части тела смываются грехи. В этом же хадисе говорится о том, как проявятся совершенные человеком омовения в Судный день.
Наступил Судный день. Повсюду царит хаос. Все люди, начиная от Адама алайхиссалам, кончая теми, кто дожил до Судного дня, собраны на высший Суд. От ужасов Судного дня волосы младенцев поседели, кормящие матери забыли о своих грудных детях. Никто не может никого узнать, даже отец сына, а сын — отца...
В таком хаосе, среди стольких людей только один человек легко сможет узнать своих. Этот человек — любимец Господа Миров Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам. Всевышний обеспечил своему любимцу возможность легко распознать людей своей уммы, наделив их простым и удивительным отличием. Это отличие — последствие омовений (вудуъ), совершенных правоверным рабом с верой и искренностью в этом мире. В Судный день части тела правоверного, которые омывались им во время тахарата, будут сиять белизной.
Кафиры, мунафики и те, кто ходил без омовения, подвергнутся мучениям и будут ходить с очерневшими лицами, телом, руками и ногами, в то время как лица, руки и ноги правоверных будут сиять ярким светом. Любимый Пророк Аллаха саллаллаху алайхи васаллам узнает их по этому свету. Именно поэтому следует чаще совершать омовение и постоянно быть чистым. У того, кто будет делать это больше, у того в Судный день лица, руки и ноги будут сиять ярче, у того, кто меньше — меньше. У того, кто не совершал омовение, не будет никакого сияния. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не узнает его.
В продолжении хадиса Пророк саллаллаху алайхи васаллам также говорит о том, где он будет встречать людей своей уммы, лица, руки и ноги которых будут светиться от совершенных ими омовений: «А я — встречающий их у пруда».
Об этом пруде переданы различные хадисы более чем от 30 сподвижников. В хадисе, который имам Бухари передал от Анаса ибн Малика радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Объем моего Пруда размером от Ийлы до Санъа Йемена. В нем столько чаш, сколько звезд (на небе)».
Из общего смысла хадисов о Пруде следует, что он является очень почитаемым местом. Он наполняется напитком из реки Кавсар, текущей из рая. Его напиток белее молока, холоднее льда, слаще меда, душистей мускуса. Будучи очень большим, он имеет одинаковую глубину, длину и ширину.
В хадисе, который передал имам Тирмизи, говорится: «У каждого пророка алайхиссалам есть свой пруд. Пруд нашего Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам — самый большой, самый сладкий и к нему придет больше всего людей».
В данном хадисе речь идет именно об этом пруде. Утоление жажды питьем из этого пруда — это знак людей, которые попадут в рай, это величайшее счастье. Стоя у этого пруда, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам будет встречать людей своей уммы, лица, руки и ноги которых будут сиять от омовений, совершенных в мирской жизни. Те, кто в этом мире принял Ислам, придут с сияющими от совершенных омовений лицами, руками и ногами и будут удостоены счастья утолить жажду из пруда, у которого их будет ждать их Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам.
Однако будет и нечто иное. Эту неприятную картину Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам описывает следующим образом:
«О да! Непременно будет отогнаны люди от моего пруда, подобно тому, как отгоняется сбежавший верблюд».
Убежавшего верблюда гонят обратно, преградив ему путь издалека. Когда счастливые люди придут к пруду и будут пить из него, Пророк саллаллаху алайхи васаллам увидит, как ангелы будут отгонять некоторых приближающихся людей, преградив им путь, точно так же, как отгоняется сбежавший верблюд, которому не позволяют достигнуть цели. Далее он говорит следующее:
«Я позову их, восклицая: “О вы, идите сюда!”».
Увидев возвращающихся людей, Пророк саллаллаху алайхи васаллам позовет их к себе. Но те несчастные будут не в силах ему ничего ответить. Тогда ангелы скажут:
«Поистине, они действительно заменили после тебя».
Недопущенные к Пруду люди во времена уже после Пророка саллаллаху алайхи васаллам изменили веру, не следовали шариату, не исполняли требований Куръана и сунны. Они исказили вероучение, перестали следовать Исламу, либо же следовали одним нормам, но не исполняли других. Поэтому их и гонят от Пруда, словно сбежавшего верблюда. Послушаем, что говорит Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, узнав об этом:
«Я скажу: “Погибель им, погибель!”».
Пророк саллаллаху алайхи васаллам отвернется от тех, кто после него пойдет по неверному пути. Он согласится с тем, чтобы не позволяли пить из его Пруда тем, кто изменит веру, религию и следование Книге и сунне.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам посещал кладбище.
2. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам называл представителей последующих поколений мусульман своими братьями и мечтал увидеть их.
3. До этого случая сподвижники считали братьями Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам только себя.
4. Люди, которые не видели Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, но уверовали в него и последовали по пути Ислама, обладают особым достоинством.
5. Истинность Судного дня.
6. В Судный день последователи, удостоенные чести быть членами уммы Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, будут отличаться от других признаком совершенных при жизни омовений.
7. Для объяснения обстоятельств Судного дня допустимо приводить притчи о животных.
8. Уточняющие вопросы при соблюдении приличия являются благом.
9. Наличие чудесного Пруда Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
10. Грешники, безбожники и изменяющие религию не смогут испить из чудесного Пруда. Пророк саллаллаху алайхи васаллам отвернется от них и не будет им заступником.
Как было бы хорошо, если бы каждый из нас хорошо понял смысл этого хадиса, следовал его требованиям, стремился к тому, чтобы в Судный день исходящий от нас свет, свидетельствующий о совершенных омовениях, был ярче и сильнее! Как было бы хорошо, если бы каждый из нас начал делать все, что в наших силах для того, чтобы удостоиться возможности испить из чудесного Пруда Пророка саллаллаху алайхи васаллам напиток, которое белее молока, слаще меда, душистей мускуса.
Для этого нам нужно стремиться к тому, чтобы следовать Куръану и сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам точно так же, как им следовали его сподвижники в их время.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.