«И помните о благе Аллаха вам, когда вы были врагами, то Он сдружил между собой ваши сердца, и вы стали благодаря Его благу братьями. И вы были на краю пропасти огня, и Он спас вас от него».
Ученые-муфассиры приводят нижеследующее предание о причине ниспослания этого священного аята:
«Иудей по имени Шас ибн Кайс проходил мимо места, где арабы из племен Авс и Хазрадж сидели, собравшись вместе и разговаривая. То, что эти люди, сильно враждовавшие друг с другом во времена джахилийи, теперь вот так дружески сиде-ли, вызвало в нем раздражение. Он подумал: «Если они объединятся, то мы не сможем жить рядом с ними» и позвал одного мальчика иудея и приказал ему: «Иди и сядь среди арабов, напомни им о дне Буас, и прочитай стихи о нем» (в день Буас между племенами Авс и Хазрадж произошло ожесточенное сражение, в котором племя Авс одержало победу). Мальчик-иудей сделал так, как сказал Шас. Сидящие стали спорить, ссориться и ругаться, стали кричать: «К оружию!!! К оружию!!!».
Когда известие об этом дошло до Пророка алайхиссо-лату вассалам, он с группой мухаджиров и ансаров пошел к ним. Он сказал им: «Неужели будете предаваться притязаниям джахилийи даже когда я среди вас, когда Аллах облагодетель-ствовал вас Исламом, положил конец пережиткам джахилийи и установил между вами дружбу?». Люди осознали, что они поддались словам врага и пошли по пути шайтана. Они бросили оружие, заплакали и стали обниматься. Они вернулись оттуда вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам будучи покорными. И тогда был ниспослан этот аят.
Следовательно, хотя призыв в аяте и обращен на самом де-ле ко всей исламской умме, но во время ниспослания он был адресован мединским племенам Авс и Хазрадж. В городе пле-менам Авс и Хазрадж не было равных во взаимной вражде. К тому же проживавшие рядом с ними иудеи постоянно под-стрекали смуту и раздували огонь войны. После того как Все-вышний Аллах взял под свою опеку и наставил эти два племе-ни на правильный путь, озарив их сердца светом Ислама, они сдружились.
«И помните о благе Аллаха вам, когда вы были врагами, то Он сдружил ваши сердца».
Ислам — это величайшее благо, дарованное Аллахом субханаху ва таъала, благодаря которому враги стали друзьями. Только Ислам способен примирить сердца наполненные ненавистью друг к другу. Только крепко держась за Ислам, являющийся вервью Аллаха, все люди могут стать братьями.
«И вы стали посредством Его блага братьями».
Если бы Аллах не даровал благо Ислама, стать такими искренними братьями было бы затруднительным. Только благодаря Исламу, когда люди становятся братьями ради Аллаха, устанавливается настоящее братство. В других случаях оно будет построено либо на основе имущества и богатства, либо на основе расового и национального единства, или же в силу чинов и должностей, или по племенной принадлежности и так далее.
«И вы были на краю пропасти огня, и [Он] спас вас от него».
До Ислама вы пребывали в войнах и распрях, жили по за-конам джахилийи, и вообще, во всех сферах жизни вы были на неверном пути, то есть на краю огненной пропасти. Если бы вы продолжали так идти, несомненно встретили бы погибель. Всевышний Аллах направил вас к Своему великому благу — Исламу и уберег от падения в эту огненную пропасть.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.