1442 йил 1 сафар | 2020 йил 19 сентябрь, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

О достоинствах знания и ученых. Часть 10

11:00 / 02 сентябрь 98 Режим чтения + -

3. ≪Справедливый фаридат≫. Третьей основой шариатской науки является ≪справедливый фаридат≫. О значении слов ≪справедливый фаридат≫ в этом хадисе ученые высказали два мнения. Первое. ≪Справедливый фаридат≫ подразумевает науку о справедливом распределении наследства. Эта наука также называется ≪Фараид≫. Причина того, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам обращал к этой науке особое внимание, заключается в том, что среди знаний данная наука первой исчезнет (будет поднята) из нашей среды. Второе. ≪Справедливый фаридат≫ подразумевает науку, определяющую для мусульман обязательные деяния (фард). Это означает знать после Книги и Сунны, третий и четвертый масдары (источники) нашего шариата - Иджмаъ и Кыяс.

По моему скромному мнению, целесообразно объединить эти два мнения. ≪Справедливый фаридат ≫ включает в себя ижмаъ и кияс, а также науку о наследстве и науки о всех обязательных (фард и ваджиб) деяниях мусульман. Говоря иначе, это понятие означает науку фикх. В начале книги мы говорили, что не каждый мухаддис может быть факихом, что такие великие мухаддисы, подобно Ахмаду ибн Ханбалу и Малику ибн Анасу, основали мазхабы фикха, а другие мухаддисы последовали одному из мазхабов фикха. (Среди именитых мухаддисов неизвестна принадлежность к определенному мазхабу фикха лишь имама Бухари). Это же утверждение мы повторим и относительно наших муфассиров. Они также последовали определенным фикховым мазхабам, потому что тафсир - это наука с присущими ему свойствами, а фикх - наука со своими, присущими только ему свойствами. Овладеть знаниями по фикху также нелегко. Чтобы стать факихом, нужно быть сведущим во множестве наук. В частности, человек, не знающий науку под названием ≪Усулул фикх≫, не будет знать о масдарах (источниках) положений шариата, способах выведения указаний шариата, а также о многих других устоях и правилах. Естественно, не все удостаиваются этого великого знания. Для каждого мусульманина является фардул-айн выучить для себя необходимое из науки фикх.

А для каждого общества, для каждой страны будет фардул-кифая подготовить для себя факихов соответственно своей потребности. Все мусульмане, не выполнившие это требование общества и страны, будут грешниками. Наряду с этим, нам следует знать, что прочтением некоторых книг по фикху или их переводов, человек еще не может стать факихом. Все остальные науки, относящиеся к шариату, кроме вышеперечисленных трех, являются не необходимостью, а достоинством.
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Необходимо изучать Благочтимый Куръан и относящиеся к нему науки.
2. Необходимо изучать сунну и относящиеся к ней науки.
3. Необходимо изучать науки, относящиеся к фарду и к наукам фароид.
4. Другие науки, кроме вышеперечисленных, являются достоинством.

Мусульманская умма всегда уделяла большое внимание этим трем наукам. Всегда из числа мусульман выходили выдающиеся ученые по этим трем наукам. И в настоящее время во многих мусульманских странах существуют ученые по тафсиру, хадису и фикху. Они служат своему обществу, своей стране, по своим направлениям пишут произведения, книги. Однако, к великому сожалению, в некоторых мусульманских странах этого нет. По разным внешним и внутренним причинам мусульманская общественность не ведает об этих науках. Среди них нет муфассиров, мухаддисов и факихов в исконном значении этих слов. Мусульмане не знают из этих наук хотя бы ту часть, что является фардул-айн для каждого мусульманина, о котором должен, обязан знать каждый правоверный. А это, в свою очередь, возлагает на каждого мусульманина груз греха в неосуществлении фарда. В этихобществах и странах нет в достаточном количестве ни муфассиров, ни мухаддисов, ни факихов. А это возлагает на мусульманскую общественность этих стран грех за невыполнение фардул-кифая.

А теперь каждый, кто считает себя мусульманином, должен перейти к приложению усилий в изучении из этих трех наук в необходимом для себя количестве, должен стремиться избавиться от лежащего на нем бремени греха, учиться у знающих, читать и усваивать знания из книг. Общества и страны, не имеющие достаточного количества и уровня специалистов по вышеназванным наукам, должны приложить все усилия, чтобы подготовить их, чтобы освободиться от лежащего на них общего греха. Для этого из указанных выше стран, где полностью овладели знаниями, нужно пригласить ученых и открыть учебные заведения, организовать проведение необходимых занятий. Только тогда будут выполнены обязательства перед Аллахом по трем наукам, считающимся самыми важными в познании нашего шариата.

Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
.аяты 174176 Далее излагается следствие упования на Аллаха и искренности в повиновении Ему 174. И вернулись с благами от Аллаха и благоволением от Него, не постигло читать полностью

2567 05:43 / 05.01.2017
.аяты 2931 После того, как в вышеприведенных аятах были изложены определенные предписания относительно вопросов семьи и никаха, далее следует переход к пояснению читать полностью

2651 05:50 / 05.01.2017
.Тафсир Хилал. Сура Ниса аят 140 Если в вышеприведенном аяте описывалось состояние мунафиков, то в следующем аяте приводится сообщение о том, что не следует сидеть читать полностью

2556 06:22 / 13.04.2017
.В вопросе иймана понятие «бидъат» нововведение, ересь означает «неверное учение». Сведения о мазхабах Кадария и Мурджиъа будут приведены в комментариях к читать полностью

2798 09:26 / 28.12.2016
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью