Таким образом, от нас, мусульман требуется следовать сунне Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, исходящей от него как от посланника Всевышнего Аллаха, а именно, говоря терминами ученых усулул фикх, следовать тем из его изречений, действий и такриров, которые имеют отношение к положениям шариата. Не выполняющий это, становится грешником.
Из изученного выше, в частности, из научных трудов имама Абу Мухаммада ибн Кутайбы и Шаха Валийуллаха Дихлави рахматуллахи алайхима, становится ясным, что и сама сунна Пророка саллаллаху алайхи васаллам, что состояла из его пророческой миссии, разделяется на две категории:
1. То, что ниспослано Всевышним Аллахом в виде вахий через ангела Джабраила алайхиссалам.
Общеизвестно, что Джабраил алайхиссалам, помимо аятов Священного Куръана, доводил до Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам также и другие виды вахий. Эта часть вахий пришла к нам как сунна. Такую сунну Пророк саллаллаху алайхи васаллам полностью довел до людей. Помимо доведения ее до людей, другой миссии у него в этом не было.
В качестве примера этому имам Абу Мухаммад ибн Кутайба приводит хадис: «Не может заключаться брак с женщиной, тетя которой уже состоит в браке с тем же мужчиной». Слова в этом хадисе представляют собой вахий, то есть это хадис, содержание которого до Пророка саллаллаху алайхи васаллам низвел от Аллаха Джабраил алайхиссалам. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, в свою очередь, довел его до мусульманской уммы и внедрил в жизнь. С момента поступления данного вахий-хадиса для всех мусульман стало запретным (харамом) брать в очередные жены племянниц своих супруг. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не мог сделать в этом исключений для кого-либо.
2. То, что исходило от иджтихада самого Пророка алайхиссалам, а не ниспослано ему как вахий через ангела Джабраила алайхиссалам.
После того, как Сам Всевышний Аллах довел до Пророка саллаллаху алайхи васаллам основные правила и цели Своей религии, Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам излагал их сам посредством иджтихада. В этом плане иджтихады Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам были равносильны вахий. Пророк саллаллаху алайхи васаллам имел полномочия вносить некоторые коррективы в эту часть сунны.
К примеру, когда Абдуррахман ибн Авф радияллаху анху, после сообщения Пророком саллаллаху алайхи васаллам о харамности ношения мужчинами одежды из шелка, попросил разрешить ему носить подобную одежду, ссылаясь на свою болезнь, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сделал для него исключение. Если бы это положение было ниспослано как вахий через ангела Джабраила алайхиссалам, Пророк саллаллаху алайхи васаллам ни в коем случае самовольно не стал бы дозволять, напротив, как и в других случаях, он ждал бы ниспослания от Всевышнего Аллаха какого-нибудь указания по этому поводу.
Большинство преданий, записанных в сборниках хадисов, относятся к той сунне, что исходила от Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам в связи с его пророческой миссией. К ним относится все, что связано с положениями шариата, то есть такие составляющие Ислама, как ибадат, акийда (вероубеждение), Судный день, нравственность, призыв к совершению праведных дел, отвращение от совершения греховных деяний.
Подразумевая именно эту сунну, Всевышний Аллах в Священном Куръане сказал: «Берите то, что дает вам Посланник, и отвращайтесь от того, от чего он вас отвращает». Согласно этому и другим аналогичным священным аятам и хадисам, каждый мусульманин обязан следовать данной сунне.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.