1446 год 20 Джумадаул аввал | 2024 год 21 ноябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Хадис

О вере в предустановление. Часть 1

16:00 / 07.05.2020 2196 Режим чтения + -

Всевышний Аллах сказал:

«Поистине, Мы каждую вещь сотворили с мерой» (сура «Камар», аят 49).

Автор книги «Таджул Джамиъ», которую мы комментируем, приводит вышестоящий аят с целью указать, что вера в предустановление зиждется на Куръане.

Слово, переведенное нами как «мера», звучит на арабском языке как кадар[1] и имеет два толкования, первое из которых «предустановление», а второе — «мера», «размер». В исламском вероучении это слово означает веру в то, что Аллах в соответствии со Своим знанием и по Своей воле создал каждую вещь, предустановив ее время и место в бытии.

Однако в результате искажения смысла этого простого понятия учение о предустановлении смешалось с различными неверными представлениями. Со временем под влиянием различных факторов в мусульманские понятия были привнесены всевозможные «новаторские» искажения и предрассудки прошлых эпох.

Не станет преувеличением, если сказать, что понятие предустановление является наиболее искаженным и даже получившим противоположное значение среди исламских терминов. В действительности же это учение является достаточно ясным и четким.

Наши ученые разъясняют понятия предопределение (кадā[2]) и предустановление (кадар) следующим образом:

«Предопределение» (кадā) — это то, что Аллаху известно будущее каждой вещи.

«Предустановление» (кадар) — это появление всех вещей в соответствии с изначальным знанием Аллаха.

Согласно мазхабу вероучения Ахлус сунна вал джамаъа, каждый совершеннолетний мусульманин должен (ваджиб) веровать, что Всевышнему Аллаху изначально известно все, что произойдет впоследствии с Его рабами и другими созданиями. Учение о предопределении и о предустановлении является одним из оснований веры в Всевышнего Аллаха и основано на правильном понимании Его совершенных качеств.

Одним из таких качеств является всевéдение (предопределение, предведение) — безграничное знание Всевышнего Аллаха, всеобъемлемость Его воли и Его всемогущество. Учение о предопределении и о предустановлении зиждется именно на этих качествах Аллаха, поэтому без веры в предустановление и предопределение вера в Аллаха не может быть полноценной.

Всевышний Аллах знает все: Ему известно и о шевелении муравья, и о перемещении планет по своей орбите. Ничто не сокрыто от Его знания — Всевышний Аллах знает о каждой частице и ее движении.

Всевышнему Аллаху субханаху ва таъала известно все, что произойдет до Судного дня. Если бы Он не знал этого, это бы противоречило Его качествам совершенства. Вот это Божественное знание и называется «предустановлением» (кадāу кадар). В этом нет принуждения человека Аллахом субханаху ва таъала, как думают невежды, а есть то, что Аллаху заранее известны все деяния человека, ибо Его знание безгранично.

Для более легкого понимания этого вопроса, ученые приводят следующий пример: когда у вас плохое настроение, вы посмотрели в зеркало. Вы увидели свое отражение с нахмуренными веками, сморщенным лбом и злобным выражением лица. Имеете ли вы право в этой ситуации упрекать зеркало? Можете ли вы утверждать, что это зеркало ущемляет вас, испортило вам настроение? Конечно, нет. Зеркало всего лишь показало вам то, что у вас есть. Оно абсолютно не виновно в том, что у вас нахмуренные веки, сморщенный лоб и злобное выражение лица. То же самое и есть предустановление!

Предустановление Всевышнего Аллаха — это:

— изначальное абсолютное знание Аллаха (илму азал) обо всем, что уже произошло в истории бытия, происходит и еще произойдет, в том числе и о намерениях человека,

— творение Аллахом в соответствии со Своим знанием определенных законов бытия с неотвратимыми последствиями их соблюдения и нарушения,

— предоставление человеку выбора между соблюдением и несоблюдением законов и повелений Аллаха с соответствующим благим или злым для него результатом.

Другой пример. Учитель прекрасно знает уровень знаний своих учеников. Составляя экзаменационные вопросы, он уже тогда может сказать, что такой-то получит оценку «отлично», а другой — «хорошо». Предположим, что результаты экзамена оказались именно такими. Стали ли результаты экзаменов учеников такими именно из-за того, что учитель сказал так? Или это скромное знание учителя, основанное на опыте, вынудило учеников получить такие оценки?

Несомненно, ничто не подобно Аллаху субханаху ва таъала. Однако и из этих примеров по некоторой аналогии с Ним мы должны усвоить, что в предустановлении нет принуждения человека к чему-либо. Если слабый человек имеет такие знания в вопросах, относящихся к его жизнедеятельности, почему же Всемогущий, обладающий безграничными знаниями, не может знать все изначально?

Известный ученый ал-Хаттаби говорил: «Многие люди считают, что предустановление — это насильственное действие со стороны Аллаха — принуждение человека к тому, чтобы он совершал деяния, предустановленные Аллахом. Такие убеждения являются неверными. Смысл предустановления в том, что Аллах предварительно знает о будущих деяниях человека».

Здесь может возникнуть вопрос: «Понятно, что это связано со знанием, однако ведь все происходит по воле Аллаха, Его творением! Что тогда остается человеку? Ответ на этот вопрос состоит из двух частей:

Первая часть касается всего, что не подвластно человеку. В мире есть такие вещи, которые происходят только по воле и благодаря могуществу Аллаха. На эти вещи человек не может повлиять никаким образом. К примеру, человек не может влиять на такие факторы, как хорошая или плохая память, различие в телосложении, темпераменте, красота или невзрачность внешности, место и время рождения, выбор родителей, пола, передача каких-либо качеств по наследству и тому подобное.

Человек и не ответственен за такие вещи. К примеру, никто не может спросить с него за то, что он высокий или низкий ростом. Точно так же, никто не может предъявлять ему претензий из-за того, что он родился или умер в тот или иной день. Все это — от Всевышнего Аллаха. Вера в предустановление Аллаха — это обязанность (ваджиб) каждого мусульманина.

Вторая часть — все, что совершено человеком и имеет к нему непосредственное отношение. Он причастен к этому и участвует в таких делах по своей воле, основываясь на своем разуме, желании и выборе, непосредственно совершая какие-то действия. В этом и заключается тонкость данного вопроса. Как следует оценивать именно такие деяния? С древних времен на этот вопрос давались разные ответы. В этом вопросе было много разногласий и у древних греков.

В последующем и среди мусульман появились те, кто выражал разные мнения по этому поводу. Последователи мазхаба Муътазилийа утверждали, что «человек сам творит свои деяния, и Аллах не вмешивается в это». Однако в таком случае принижаются качества совершенства Аллаха! Если признать верными слова муътазилитов, то получится, что в мире есть вещи, которые не имеют отношения к воле, могуществу Аллаха, которые сотворены не Им. В таком случае, воля Всевышнего Аллаха окажется не всеобъемлющей. Его могущество не будет безграничным. Он не будет единственным Творцом.

Последователи же мазхаба Джабрийа, наоборот, утверждают, что человек в этом мире подобен соломинке, брошенной в океан. По их мнению, человек ничего не совершает по своей воле, а делает все по принуждению Аллаха. Это мнение также является абсолютно неверным! Если признать утверждение последователей мазхаба Джабрийа верным, это будет противоречить такому качеству Аллаха, как справедливость. По их представлениям, Всевышний Аллах, как тиран, сначала заставил человека совершить что-либо, а затем спрашивает с него, почему он это сделал, да еще и наказывает его — это ни что иное, как несправедливость и угнетение.

Оба этих мазхаба, отклонившись в сторону невежества, через некоторое время исчезли сами по себе. Правоверное учение Ислама по этому вопросу отражено в мазхабе Ахлус сунна вал джамаъа. Согласно этому учению, произвольные деяния человека относятся к числу сотворенных Аллахом вещей, поскольку в мире не может быть ничего, кроме того, что сотворил Творец. Но это не означает, что человек совершает свои деяния по принуждению, так как при совершении человеком чего-либо присутствуют два разных аспекта.

Первый аспект — факторы, необходимые для осуществления деяния в реальности.

Второй аспект — намерение, волеизъявление, устремленность человека к осуществлению этого деяния. Человек признается обладателем воли и права выбора именно благодаря наличию этого второго фактора, то есть устремленности к осуществлению деяния. И он становится ответственным только за эти проявления воли и за этот выбор. Созидание внешних факторов, которые сделали или не сделали его волеизъявление реальностью, от него не зависит и его не касается.

Для большей наглядности наши улемы приводят такой пример: человек хочет написать что-то своей рукой на листе бумаги. Внешними факторами этого деяния являются рука, ее вены, сухожилия и т.п. вещи, сотворенные Аллахом. Бумага, карандаш и их свойства, необходимые для письма, также являются творением Аллаха. При объединении этих вещей и совершении соответствующих действий на бумаге будет что-то написано. Из данного примера очевидно, что это осуществляется благодаря могуществу и творению Аллаха. В этом и заключается смысл слов о том, что Аллах творит деяние человека.

Однако это не означает, что Аллах заставил человека написать что-либо на бумаге, так как только при отсутствии указанных внешних факторов само собой на бумаге ничего написано не будет. Для этого человек сначала должен захотеть что-либо написать и устремиться, приложить усилия к этому. Вот тогда Всевышний Аллах допустит или не допустит проявление созданных им способностей человека к письму, и осуществится деяние, называемое «написанием». В реализации этого деяния намерение и приложение усилий исходят от человека, а создание внешних и внутренних факторов — от Всевышнего Аллаха.

При этом Аллах не дает осуществиться в реальности многим злодейским планам людей, иначе мир давно был бы уничтожен тиранами. Он дает возможность одним людям воспрепятствовать планам других людей, причем нередко злодейскими бывают и те, и другие. 

Священный Куръан гласит:

«И если бы не отражение Аллаха одних людей другими, непременно разрушились бы скиты, и церкви, и синагоги, а также мечети, где поминается имя Аллаха премного» (сура «Хадж», аят 40).

Однако Всевышний Аллах знает все намерения и волеизъявления людей и будет судить за каждое утвержденное человеком намерение, хотя бы оно и не исполнилось по независящим от данного человека причинам.

Человек ответственен именно за свои намерения и усилия воли. Именно в этом заключается его свобода.

[1] Кадар (قدر) — досл. «мера» — имеющий меру; предустановление; убеждение в том, что Всевышний Аллах извечно предустановил, размерил каждую вещь Своими знанием и волеизъявлением.

 

[2] Кадā (قضاء) — предопределение; извечное знание Всевышним Аллахом всего, что произойдет в будущем.

 

Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Калит сўзлар: o-vere-xadisi-predustnovlenie
Статьи по теме
Все мы знаем, что без намерения, ихласа и знания Аллах не примет ни одно деяние человека.Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал .Поистине, деяния ndash только по читать полностью

11810 04:43 / 04.01.2017
Анасрадияллаху анху сказал Поистине, повествовать вам много хадисов меня воспрещает то, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал Тот, кто намеренно читать полностью

1438 19:30 / 05.10.2020
..Нумайр ибн Аус сказал .Люди говорят .Праведность ndash от Аллаха, а воспитание ndash от родителей,.АнНуaposман ибн Башир рассказал, что его отец привел его к Посланнику читать полностью

2008 12:10 / 11.01.2019
Автор комментируемой нами книги приводит в этой главе 11 хадисов, однако это отнюдь не означает, что в Исламе есть только 11 достоинств. О достоинствах Ислама, его читать полностью

2112 16:00 / 01.05.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью