36. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Клянусь Тем, в руках Которого душа Мухаммада, каждый из этой уммы — иудей или христианин, кто услышит обо мне, а затем умрет, не уверовав в то, что ниспослано со мной, непременно станет обитателем ада».
Передал Муслим.
Пояснение: Абсолютно ясно, почему этот хадис размещен в главе о том, что Аллах приемлет только Ислам.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам начинает этот хадис клятвой Аллаху: «Клянусь Тем, в чьих руках душа Мухаммада». Этот факт свидетельствует о чрезвычайной важности того, о чем говорится в хадисе, ибо Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не произносит клятв с именем Аллаха по поводу обыденных вещей.
Для фразы «из этой уммы» требуется некоторое разъяснение. Слово «умма» в изречениях Пророка саллаллаху алайхи васаллам используется в двух значениях.
В первом случае — это умма в общепринятом понимании. Ее еще называют умматуд даъва, то есть умма, которой адресован призыв Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Этой уммой является все население мира. Поскольку призыв Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам адресован людям всего мира.
Во втором случае — это умма в несколько ином смысле. Ее также называют уммату иджаба (иджаба — принимать), то есть умма, откликнувшаяся на призыв Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и под нею подразумеваются все мусульмане.
В этом хадисе речь идет об умматуд даъва — всех людях на земле. Следовательно, если кто-то из людей этого мира услышит благую весть о Мухаммаде саллаллаху алайхи васаллам и его религии, но не уверует в него, как в пророка и не примет Ислам, то в таком случае он считается кафиром (неверным) и если останется в таком состоянии, то после смерти попадет в ад.
Однако здесь следует иметь в виду «закон установленного срока». Сунна Пророка саллаллаху алайхи васаллам является самым ярким примером действия такого закона и в целом умеренного подхода, присущего Исламу в этом, как и во всех других вопросах. Первые 13 лет после ниспослания первых аятов Куръана Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам проповедовал только тавхид, и вокруг него формировалась община. Только после хиджры Всевышний Аллах стал ниспосылать аяты, законодательно регламентирующие жизнь мусульманской уммы. Отсюда следует, что нельзя сразу требовать от другого человека мгновенного постижения всего того, на что даже сподвижникам Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам потребовались годы и годы.
Поэтому слова хадиса «услышать о пророке и о его религии» не означают случайно услышанное сообщение по радио и телевидению, где могут наговорить и кучу лжи, а означают доходчивое доведение до человека столпов Ислама и иймана, а также основополагающих сведений о Куръане, его месте в истории монотеизма и о сунне Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам в соответствии правилам проповеди. Сознательное отвержение этой достоверной и правильно поданной информации и будет означать отказ от иймана, то есть куфр.
Отдельное упоминание в хадисе «иудей или христианин» вызвано особой причиной. Иудаизм и христианство — религии, основанные на Божественном учении монотеизма. Их последователям Всевышний Аллах направил пророков Мусу и Ийсу алайхимассалам, ниспослав в качестве книг Таурат и Инджил. Поэтому их называют «людьми книги» (ахлу китаб), и к ним установлено особое отношение, ибо они отличаются от представителей всех остальных существующих на земле религий.
Имеют ли какие-либо другие религии такое же, как иудеи и христиане, Божественное происхождение, каких-либо достоверных сведений не сохранилось, ибо у них нет книг от Всевышнего Аллаха. Также неизвестно, были ли им когда-либо вообще ниспосланы божественные книги. Следовательно, иудеи и христиане, услышав о Мухаммаде саллаллаху алайхи васаллам, имеют достаточно оснований и знамений, чтобы уверовать в него и в Ислам, а у представителей других религий, не имеющих истинных небесных книг или верующих во множество богов и идолов, таким основанием может быть только отвержение многобожия и идолопоклонства.
Иудаизм является небесной религией. Аллах направил Мусу и Харуна алайхимассалам пророками этой религии, Таурат Он ниспослал в качестве ее священной книги. В то же время, Он известил о том, что в конце концов направит людям Мухаммада алайхиссалам с религией Ислама.
Ийса алайхиссалам обличил раввинов и фарисеев, ложно толковавших Таурат, подменявших нормы шариата корыстными человеческими выдумками, восстановил в Таурате подлинное слово Всевышнего Аллаха и его истинное значение. Однако, вместо того, чтобы уверовать в Ийсу алайхиссалам, они выступили против него, объявив его колдуном.
Те, кто уверовал в Ийсу алайхиссалам, став христианами, начали следовать его шариату и Инджилу. Со временем, даже тогда, когда среди христиан, не имевших иудейских корней, возобладало учение апостола Павла из Тарса, они продолжали называть себя христианами и «людьми Евангелия». Им также было предсказано Аллахом о предстоящем пришествии Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам с последним шариатом.
Когда пришло время, Всевышний Аллах будучи верным Своему обещанию, направил всему человечеству Своего последнего пророка — Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам со Своей последней и совершенной религией — Исламом. Все предшествующие шариаты от Адама алайхиссалам вплоть до Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам были отменены Аллахом субханаху ва таъала, то есть потеряли силу закона. Многие иудеи и христиане, услышав весть Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, уверовали и стали мусульманами. Однако большинство вновь отказалось уверовать, заявив, что это «не тот» пророк, о котором говорится в пророчествах Таурата и Инджила.
Именно в этом и заключается смысл того, что Ислам является мировой религией, а Мухаммад — пророком саллаллаху алайхи васаллам, направленным ко всем людям на земле. Именно поэтому Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит в хадисе:
«Каждый из этой уммы — иудей или христианин, кто услышит обо мне, а затем умрет, не уверовав в то, что ниспослано со мной, непременно станет обитателем ада».
Таким образом, любой человек на земле, услышав об Исламе, призывается стать мусульманином.
Людей, до которых призыв Ислама не дошел, называют ахлу фитра (фитра — первозданное естество). Их нельзя называть кафирами и нельзя также утверждать, что они попадут в ад. Их участь известна только Всевышнему Аллаху, и не последнюю роль в ней сыграет их отношение к единобожию в доступной для них форме.
Хвала Аллаху за то, что Он удостоил нас возможностью быть уверовавшей уммой («уммату иджаба») Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, за то, что Он осветил нас светом Ислама, сделав нас мусульманами!
Нет необходимости повторять те полезные истины, которые заключены в этом хадисе, нужно только изучать, запоминать и следовать этому. Мы должны всегда помнить, что следуем по верному пути и исповедуем истинную религию, и эту истину, по мере возможности, мы должны донести до других.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.