К духовным недостаткам, чреватым недобрыми последствиями для людей и их сообщества, Ислам относит и склонность впадать в гнев по всякому поводу. Самообладание, разумная сдержанность – признак воспитанности, добродушия, ума, наконец. Гнев и ярость являются началом агрессивным, разрушительным и неразумным. Кроме того, медициной давно доказано, что подобное сильное возбуждение попросту опасно для собственного здоровья вспыльчивого человека. Поэтому умение сдерживать себя, свой гнев, как и умение прощать, следует относить к богобоязненности, заслуживающей всяческого одобрения Аллаха:
«…и сдерживающих гнев, и прощающих людям. И Аллах любит благодетелей!» («Áли Имран», 134).
Куръан не только требует сдерживать гнев, но и прощать вину обидчика. Обычно человека охватывает гнев при вражде или публичном оскорблении. Учения Ислама о поведении человека при гневе являются высшими учениями нравственности, которым может следовать любой человек. Это очень важно, ибо в гневе невозможно принять верное, справедливое решение. Поэтому умение прощать даже в момент ярости, овладев собой, Куръан считает подобающей мусульманину добродетелью:
«…а когда гневаются – они прощают» («Шу-ро», 37).
Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил, что «самообладание во время гнева является одним из признаков героизма».
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Не тот богатырь, кто победил в борьбе, поистине, богатырь тот, который владеет собой в гневе».
Передал имам Бухари.
Каждый человек, который стремится к моральному совершенству, должен стараться сдерживать, подчинять свою волю.
Из книги Ийман. Ислам. Куръан.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.