Слово «шариат» на арабском языке означает путь, по которому нужно следовать. Буквально оно означает «дорогу к водопою».
А в мусульманской интерпретации шариат означает законодательство. В частности, свод практических решений, внедренный Аллахом, называется шариат. В таком же смысле шариат означает и юриспруденцию (фикх). Во всех небесных религиях их практическая часть называется шариат. Законы исламского шариата основываются на Куръане, Сунне, иджме и кыйасе (аналогии).
Мусульманские ученые выдвигают идею о том, что «шариатские решения способны соответствовать любому времени и месту». Под этим лозунгом проведен ряд научных конференций.
Как говорят ученые основ фикха, общая цель шариатских решений – воплотить в жизнь все, что необходимо для жизни и счастья всех людей в этом мире. Это осуществляется путем привлечения выгод для них и отражения вреда. Шариат включает в себя именно эту истину.
Цели шариата делятся на три группы: необходимые, удовлетворяющие нужду и улучшающие. Цели, необходимые для религии и мира, называются «необходимые цели». Без них разрушатся мирские дела, а в загробном мире подвергнутся мучениям.
Цели исламского шариата: защита религии, жизни, разума, потомства и имущества. В шариате предусмотрены все меры, чтобы обеспечить защиту вышеуказанных ценностей.
Цели шариата, «удовлетворяющие нужду», назначены для облегчения трудностей человека. Сюда входят сокращение намаза путникам и разрешение на разговление поста больным и другие решения шариата.
«Улучшающие цели» шариата обеспечивают оказание милосердия людей в обществе друг к другу. Правда, без них не рушатся жизненные уставы, людям не приходится трудно. Но теряется человечность, доброта.
Здесь имеются в виду нравственность и высокая мораль. Сюда можно включить указания шариата, призывающие к чистоте, гигиене одежды, предметов обихода и дома, правила еды, семейных отношений и многие другие.
Когда было создано исламское государство под руководством Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, нормы шариата являлись основными законами этого государства, охватывающими все аспекты жизни общества. Позднее, во времена правления четырех праведных халифов, Омейядов, Аббасидов и Османидов, шариат также остался основным законом государства.
Из книги Ийман. Ислам. Куръан.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.