Итак, с одной стороны, судьба каждого – в его руках, а с другой – в воле Божьей, и потому человеку неведомо, что ему уготовано, отсутствуют или туманны признаки грядущего. Но именно это открывает человеку широкое поле для деятельного поиска, это побуждает его к жизненной активности на пользу себе и обществу. Вера в промысл Аллаха побуждает человека всегда быть в движении. Он находит себе пользу именно в стремлении. Если одно дело не удалось, он с оптимизмом надеется, что другое дело удастся, ибо человеку неведомо, что ему уготовано. Другая мудрость, заключенная в вере в промысл Аллаха, состоит в том, что эта вера облегчает человеку обрушившееся на него горе. Она также предупреждает нас от зазнайства в случае успеха: видя за всем волю Аллаха, в моменты трудные надо крепиться, а в минуты радости – благодарить Бога за ниспосланную удачу.
«Не постигнет никакая беда ни на земле, ни в ваших душах, не будучи в Книге до того, как Мы создадим это. Поистине, это для Аллаха легко! Чтобы не печалились вы о том, что вас миновало, и не радовались тому, что к вам пришло» («Хадид», 22-23).
Это очень важная истина, здесь Аллах доводит до нас, что раз уж что суждено, то не надо терзаться в напрасных страданиях: будет то, что суждено. То же самое относится и ко всему благоприятному. Словом, вера в промысл Аллаха воспитывает в человеке смелость, мужество, щедрость, великодушие. Зная, что все в жизни в руках самого Аллаха, он не будет бояться даже смерти, тем более ради благородного дела, например, патриотизма. Будучи убежденным в том, что его доля отмерена Творцом, не боясь обеднеть, будет жертвовать нищим, вдовам и сиротам. Много таких материальных и моральных выгод для каждого человека, для всего общества от веры в промысл Аллаха о каждом из нас.
Из книги Ийман. Ислам. Куръан.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.