Священная связь, называемая «никахом», не состоит лишь из отношений между женихом и невестой, мужем и женой. Родственные связи включают в себя родителей, членов семей и родственников, стоящих за ними. Именно в этом заключается большая роль никаха: укрепление связей между членами общества. Благодаря жениху и невесте, члены их семей и их родственники сближаются. Именно сватовству в Исламе уделяется особое внимание, многократно утверждается его важность. В шариат в этом отношении введены необходимые положения.
Всевышний Аллах в суре «Фуркан» смилостивился сказать следующее:
«И Он — Тот, Который сотворил из воды человека и сделал для него родственников и свойственников[1]. И Господь твой — Могущественный!» (аят 54).
Благодаря особенностям, свойственным арабскому языку, наши улемы по тафсиру, определяя значения слов в аяте, отметили, что «родственники» — это «сын», а «свойственники» — «дочь». Потому что если сын служит причиной сохранения рода в одной семье, то причиной стать сватами с другими становится дочь.
Получается, фраза «И Он — Тот, Который сотворил из воды человека и сделал для него родственников и свойственников. И Господь твой — Могущественный!», означает: «Аллах сотворил человека из спермы и, сделав этого человека мужчиной или женщиной, установил порядок, согласно которому человеческий род распространяется и продолжается посредством родословной мужчины и сватовских отношений женщины».
Из этого следует, что если самыми близкими человеческими отношениями являются родственные, то другими не менее важными отношениями являются сватовские связи. Всевышний Аллах пожелал человеческому роду быть связанным таким способом. Именно поэтому в Исламе к сватовским связям относятся так же, как и к родословной.
Рассмотрим эту великую истину на примере благородного хадиса Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Передается от Абдуллаха ибн Зубайра радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— В Судный день прервется всякая родословная и сватовская связь, кроме родословной и сватовской связи со мной».
Передал Табарани.
В этом благородном хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам утверждает, что в День суда после его рода его сватовство не прерывается. В тот День связанные с ним сватовством люди получат столько же пользы от него алайхиссалам, сколько и те, кто связан с ним по родословной.
Если посмотрим на ривайаты времен после Пророка саллаллаху алайхи васаллам, то увидим, что для людей, связанных с ним алайхиссалам сватовством, эта связь являлась предметом гордости и почета.
Передается от Микдама ибн Маъдикариба радияллаху анху:
«Когда Умара постигло несчастье, к нему вошла Хафса и сказала:
— О приятель Посланника Аллаха! О тесть Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам! О повелитель правоверных!».
Передал Ибн Саъд.
В этом ривайате мать верующих Хафса радияллаху анха — супруга Пророка саллаллаху алайхи васаллам и дочь достопочтенного Умара радияллаху анху среди прочих благородных качеств своего отца отдельно упоминает, что он приходится тестем Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Также очень много отмечено случаев, когда упоминалось, что большой честью является быть и зятем Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Передается от Убайдуллаха ибн Адийа ибн Хийара:
«Я зашел к Усману. Он произнес шахаду[2] и затем сказал мне:
— Амма баъду[3]: Воистину, Аллах отправил Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам с истиной. Так, я стал последовавшим за Аллахом и Его Посланником и тем, кто уверовал в то, что отправлено с Мухаммадом саллаллаху алайхи васалламом. Затем я дважды совершил хиджру[4]. Удостоился чести стать зятем Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Совершил ему (саллаллаху алайхи васаллам) байъат[5]. Княнусь Аллахом, я не ослушался и не обманул его вплоть до самой поры, когда Аллах не забрал его [к Себе]».
Передал Бухари.
В этом ривайате достопочтенный Усман радияллаху анху, перечисляя самые важные и почетные достижения за всю свою жизнь, среди них подчеркивает и то, что он является зятем Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам
Передается от Умара ибн Базиъа:
«Я хотел было ругать Муавийу, но Али ибн Абдуллах ибн Аббас сказал: “Не спеши! Не ругай его! Потому что он шурин Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам”».
Передал Абу Бакр ибн Хилал.
Выходит, шурины и подобные им родственники по сватовству заслуживают определенного уважения.
А то, что сватовские связи являются причиной чести и уважения у всех народов, мы узнаем из следующего хадиса.
Передается от Абу Зарра радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Воистину вы, подвергнете фатху[6] Египет. Это земля, где упоминается кийрат[7]. Когда вы подвергнете его (Египет) фатху, то творите добро его людям. У них есть права зиммийев и родственные права или права зиммийев и свойственнические (сватовские) права...”
Передал Муслим.
Этот благородный хадис является одним из бесчисленных чудес, свойственных Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Он саллаллаху алайхи васаллам пророчески извещает о событиях в будущем. Наряду с этим он дает указания по поводу того, что нужно будет делать, когда эти события свершатся. И на самом деле, эти слова сбылись, и сподвижники последовали указаниям Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, упомянутым в хадисе.
Указанием Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам было оказание добра всему народу в знак уважения к сватовским отношениям.
Наши улемы уделяют особое внимание выражению в конце хадиса: «У них есть права зиммийев и родственные права или права зиммийев и свойственнические (сватовские) права».
Группа улемов утверждает, что упоминаемая в хадисе фраза «родственные права» подразумевает уважение в честь Хāджар, младшей жены пророка Ибрахима аллайхиссалам. История о матери верующих Хāджар такова:
Ибрахим алайхиссалам, будучи из пророков улул-азм[8] Всевышнего Аллаха, прожил долгую жизнь со своей женой — матерью правоверных Сарой. Их жизнь прошла в борьбе на пути Всевышнего Аллаха и религии. У них не было детей. Несмотря на свой почтительный возраст, он покинул свою родину Палестину и был вынужден уйти вместе со своей женой в Египет из-за того, что его не оставляли в покое неверные народы. Царь Египта тех времен, услышав разные толки об Ибрахиме алайхиссалам, велел привести его к себе.
Ибрахим алайхиссалам прибыл к царю вместе с матерью правоверных Сарой. Во время беседы с Ибрахимом алайхиссалам взгляд царя пал на его супругу Сару. Он был так очарован ею, что в его душу запали дурные намерения. Нечестивый царь тут же принял меры, чтобы остаться наедине с этой прекрасной чужестранкой. Они остались одни. Однако свершилось поразительное: как только царь двинулся со злым умыслом в сторону матери правоверных Сары, у него отнялись руки и ноги. Как только он отказался от своего злого умысла, к нему вернулось прежнее здоровое состояние. Но он снова вознамерился на плохое, руки и ноги вновь отказали. Это повторилось несколько раз.
Тогда царь, осознав, что его гости люди необычные, стал предпринимать меры, чтобы угодить им и снискать их довольство. Царь снова позвал Ибрахима алайхиссалам к себе и одарил его дарами. По обычаю того времени царь преподнес ему девушку по имени Хāджар.
Ибрахим алайхиссалам, приняв дары, вернулся к себе в Шам (в земли нынешней Палестины). Он женился на Хāджар и по воле Всевышнего у них родился сын, когда ему было девяносто лет.
Достойно особого внимания то, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам поручил своим сподвижникам уважать сватовство, имевшее место несколько тысячелетий назад.
Другие улемы отмечают, что «сватовство» в этом хадисе означает связь, установленную через мать правоверных Марийу».
После заключения Худайбийского соглашения и установления мира, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам решил написать послание правителям во всем мире, а также арабским эмирам для того, чтобы призвать их к истинной религии Аллаха. Это важное мероприятие осуществилось в конце шестого, начале седьмого годов хиджры.
Правителем Египта того времени был человек по имени Мукавкис. Издревле Египет был зависим от Византийской империи. Правитель Египта считался наместником и помощником Византийского императора. Он был из коптов — коренного народа Египта, настоящее имя Мукавкиса было Джурайдж. Вместе с тем к тому времени Византия уже не имела влияния на Египет, и он практически обрел независимость.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам отправил Хатиба ибн Абу Балтаъа радияллаху анху к Мукавкису с посланием. Мукавкис принял послание Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам с большим уважением и отправил ему саллаллаху алайхи васаллам дары из Египта. Вместе с дарами он отправил с посланцем и двух рабынь. Одна из них была Марийа Коптка, которая и родила Пророку саллаллаху алайхи васаллам сына Ибрахима.
В хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам поручает чтить все население страны, по отношению к которой он являлся женихом. В свою очередь, почтенные сподвижники с достоинством соблюдали это указание. Наши египетские братья до сих пор считают этот хадис для себя — народа Египта великой честью.
[1] Свойственник — человек, состоящий в свойстве с кем-нибудь.
[2] Шахада (калиматуш шахада — слова свидетельства) — свидетельство веры «Ашхаду ал-лаа илааха иллаллаху ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва Расулух», то есть «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — раб Его и Посланник».
[3] Амма баъду (اما بعد) [также Ва баъду (و بعد)] — арабы используют фразу амма баъду (ва баъду) для разделения текста и речи на две части, для перехода с одной темы на другую, с вступительного слова на основную.
[4] Хиджра — вынужденное переселение во имя Аллаха ради сохранения своей религии.
[5] Байъат — согласно словарю, слово байъат переводится как «купля-продажа». В шариате под словом байъат понимается обещание в подчинении Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам (впоследствии его халифам). Это получило название байъат именно потому, что при этом человек взамен обещания о подчинении будто «выкупает» у Всевышнего Аллаха благое воздаяние — саваб. Обычно при заключении торгового договора, сделки купли-продажи стороны обмениваются рукопожатием. Также при байъате человек, совершающий байъат Пророку саллаллаху алайхи васаллам, давал свою руку, что означает заключение байъата. Как видно, здесь абсолютно неуместны понятия «присяга» или «клятва». Во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам и праведных халифов никто даже на задумывался о клятве при совершении байъата. Следовательно, часто встречающиеся русские переводы байъата как «присяга» или «клятва» являются серьезной ошибкой из-за незнания арабского языка и истории Ислама.
[6] Фатх — досл. «открытие»; приобщение какого-либо края к Исламу. Мусульмане, если прибыв в одно место, приводили местных людей в Ислам, то место называлось «подвергнутым фатху», открытым Исламу.
[7] Кийрат (قيراط) — часть дирхама (или карат); мера веса драгоценных камней; 1 кийрат (карат) = 0,2125 гр.
[8] Улул-азм (о пророках) — досл. «обладатели непоколебимой решимости и терпения»; это пророки твердой решимости. К ним относятся такие пророки, как Нух, Ибрахим, Муса, Ийса и Мухаммад алайхимуссалам. Они проявляли непоколебимую стойкость и решимость на пути веры и религии, во всем повинуясь Аллаху даже тогда, когда на них сваливались все тяготы притеснений, оскорблений, гонений, покушений и многие другие беды, чинимые со стороны неверных, многобожников и безбожников. Благодаря их решимости они стали легендами для всего человечества. Поэтому эти пророки были прозваны «пророками улул-азм».
Из книги Счастливая семья
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф