7. «…и матери ваших жен…»
Для зятя является харамным жениться на теще, а также на матерях как тестя, так и тещи. Они входят в группу запретных для никаха женщин из-за сватовских отношений. Теща приравнивается к матери, поэтому жениться на ней никак нельзя. Этот запрет символизирует проявление своего рода почтения к супружеству с ее дочерью. К тому же, если бы можно было жениться на теще, то дочь приревновала бы своего мужа к ней, и отношения между матерью и дочерью были бы испорчены.
8. «…и находящиеся под вашим покровительством ваши воспитанницы (падчерицы), которые от ваших жен, с которыми вы уже имели близость…»
По положению шариата, как только мужчина и женщина по обоюдному согласию сочетаются никахом, они становятся мужем и женой. Их полноценное совместное проживание, то есть супружеская жизнь с наличием половой близости, в арабском языке обозначается как «состоялся духул», то есть «вступились», «прониклись» (духул досл. «вхождение», «проникновение», подразумевается состоявшееся половое проникновение).
Однако могут быть случаи, когда после никаха они не жили вместе, то есть не были в супружеской интимной связи. Для этих двух случаев существуют присущие им различные шариатские положения (хукмы). Эти два обстоятельства в переводе смысла аята мы отметили как «имели близость» и «не имели близости».
Одно из положений, относящихся к таким обстоятельствам, действует и в вопросе женщин, никах с которыми объявлен харамным. Если мужчина сочетался никахом с женщиной и у них состоялся духул, то есть он вступил с ней в половую близость, то дочь этой женщины от предыдущего брака (от другого мужа) для этого мужчины в плане супружества становится харамной.
В священном аяте выражение «и находящиеся под вашим покровительством ваши воспитанницы (падчерицы)» применено с учетом часто встречающейся ситуации. На самом деле, если даже подразумеваемая здесь падчерица не находится на иждивении и под опекой отчима, все равно никах с ней является харамным. Мудрость этого положения также очевидна. Если бы мужчине разрешалось жениться на своей падчерице, которая ему как дочь, то ухудшились бы ее отношения с собственной матерью. Однако согласно указанному выше условию, если у мужчины был заключен никах с женщиной, но они развелись, не имея духула – не вступая в половую близость, то в этом случае, с точки зрения шариата, мужчина может жениться на дочери этой женщины.
9. «…и жены ваших сыновей, которые от ваших чресел…»
Это невестки. Особое упоминание «сыновей, которые от ваших чресел» означает, что под это положение не подпадают пасынки. В запрете женитьбы на невестках, наряду с соблюдением нравственных и человеческих устоев, еще имеется и мудрость оберегания родственных связей, как и в вышеприведенных случаях.
Никах с вышеперечисленными группами является харамным навсегда.
10. «…и совмещение вами двух сестер…».
Человек не может жениться на сестрах своей супруги. Запретность такого никаха является временной. После того как супружеские узы с одной из сестер, с которой он состоит в никахе, будут расторгнуты, он сможет жениться на другой сестре.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам запретил наряду с женой одновременно жениться на ее тетках по матери или по отцу. Такой никах является харамом, так как он разрушает отношения между женщинами-родственницами.
В конце аята говорится:
«Разве что [это] уже произошло раньше».
То есть, если такого рода никахи были заключены до ниспослания этого исламского положения, то это прощается. Потому как считается, что это произошло на основе старых обычаев, до введения в действие этого положения.
Имам Ахмад ибн Ханбал передает от Заххака ибн Фируза, а тот – от отца:
«Когда я стал мусульманином, две мои жены были сестрами. Пророк саллаллаху алайхи васаллам велел мне развестись с одной из них».
11. «И замужние из женщин [запретны], кроме тех, кем овладели ваши десницы».
Следовательно, нельзя заключать никах с замужней женщиной. Женщины, которые соблюдают идду после смерти мужа или развода с ним, тоже приравнены к замужним. Никах с ними также временно является харамом.
(продолжение следует)
Из книги «Счастливая семья»
..