1441 йил 20 зуль-хиджа | 2020 йил 10 август, понедельник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Счастливая семья

Если родилась девочка. Часть 1

09:30 / 17 апрель 640 Режим чтения + -

В нашей религии рекомендуется преувеличивать выказывание радости, если родившийся ребенок окажется девочкой. Обычно, когда рождается мальчик, радости бывает больше. Однако выражать больше радости при рождении именно девочки рекомендуется для того, чтобы поступить вопреки традициям джахилийи. Потому что во времена джахилийи, если рождалась девочка, люди были в трауре, они скорбили и доходило до того, что девочек даже погребали заживо. Мусульманам было поручено поступать вопреки именно такого подлого, позорного дела, как унижение женского рода. 

Во времена, когда Всевышний Аллах начал отправлять на землю луч Ислама, весь мир был погрязшим в болоте джахилийи. Кругом царило невежество, несправедливость, угнетение, насилие, притеснение и жестокость. Особенно в вопросах, касающихся женщин, эти отрицательные нравы становились еще более жестокими, достигая своего пика. Женщина была лишена всех человеческих прав. Были и такие категории людей, которые женщину даже не считали за человека.

Если посмотреть на запад, на мир христианства, мы увидим, что у них в свое время проводилось отдельное «научное» собрание, где со стороны руководителей того времени было принято решение, гласящее: «Женщина — это сатана, сотворенная для того, чтобы сбивать с пути мужчину. Чтобы женщина не мутила воздух, ей нужно ходить, прикрыв рот». Если такое исходит от христиан, которые являются людьми книги, что же говорить о других.

Взглянув же на восток, мы станем свидетелями того, как в Индии, названной обладательницей самой древней цивилизации, женщину сжигали вместе с телом ее усопшего мужа, дабы она, как доля из его удела, отправилась на тот свет вместе с ним.

Во времена же джахилийи в Аравии на женщин смотрели как на мирскую вещь. Она была словно вещью мужчины. Женщина была нужна для удовлетворения вожделений мужчины. В половых отношениях каждый делал все, что ему было угодно. Вопросы семьи были в тяжелом положении. Было обычным делом получить в наследство женщину вместе с имуществом. Примеры угнетения и подлого отношения к женщинам озвучены во множестве сур и аятов.

Религия Ислам, будучи совершенной Божественной системой, взялась исправлять все пороки, в том числе заблуждения, существующие в отношении прекрасной половины человечества. Ислам строго осудил отношение джахилийи к женскому роду. 

Во времена джахилийи иметь дочь считалось постыдным. Поэтому никто из мушриков не хотел, чтобы у них родилась девочка. Священный Куръан подверг жесткой критике эту ситуацию.

Всевышний Аллах в суре «Нахл» сказал:

«И когда благовестят одного из них дочерью, становится его лицо мрачным, и он полон сдерживамого гнева» (58 аят)

Когда кому-нибудь из многобожников сообщали радостную весть о рождении девочки, его лицо становилось черновато-мрачным от огорчения и досады.

«Скрывается он [стыдливо] от народа из-за горечи о том, чем его благовестили: “Оставить ли этого [ребенка себе] на унижение или зарыть его в земле?”. О да! Как же скверно то, как они судят!» (аят 59).

Многобожники заблуждались до такой степени, что когда кто-то из них узнавал, что у него в семье родилась девочка, он прятался от людей, испытывая стыд из-за настолько «скверной» вести. Он старался не попадаться им на глаза, так как боялся осуждений, дескать, у тебя родилась девочка. Скрываясь от людских глаз, он думал, что бы сделать с дочкой и рассуждал: жить ли с ней дальше, приняв на себя стыд и позор, или закопать ее в землю живьем.

«О да! Как же скверно то, как они судят!».

О люди, да будет вам известно! Как же скверны рассуждения многобожников в отношении девочек!

Священный Куръан не ограничился одной критикой несправедливости людей джахилийи по отношению к женщинам, а известил о том, что в Судный день с них будет спрос за эти деяния, и они понесут наказание за содеянное.

Всевышний Аллах в суре «Таквир» смилостивился сказать следующее:

«И когда зарытую живьем спросят: За какой грех она была убита?» (аяты 8-9).

В доисламский период джахилийи (невежества) у арабов бытовало множество диких, бесчеловечных обычаев. Дискриминация дочерей переходила все границы. Так, считалось несчастьем рождение дочери. Потому что, дескать, когда она подрастет, не сумеет защитить родной дом, а может попасть в плен и опозорить род. По этой причине арабы могли даже закопать новорожденную живьем. В этих двух аятах строго осуждаются такие варварские обычаи мушриков, утверждается, что в Судный день будет особый спрос за это деяние.

Разумеется, в Судный день спросят не только об этом. Будет спрос за все — за каждое малейшее, даже размером с мельчайшую частицу, деяние. Но почему здесь подчеркивается именно варварская традиция закапывания живьем малолетних девочек? Это, прежде всего, свидетельствует, что тема, затронутая в аяте, была требованием того времени — периода ниспослания данного аята. Эти аяты были ниспосланы в начальном периоде становления Ислама. Аяты того периода, наряду с призывом к единобожию, истинной вере и вероубеждению, призывали к добродетелям правоверия, отвращали от мерзостей многобожия, ереси, неверия, варварских поступков. Унижение, дискриминация женского пола были в числе самых зверских традиций джахилийи того периода, а результатом являлся обычай хоронить живьем дочерей.

Но самое главное, этот аят является свидетельством того, что в упомянутый период именно исламская религия впервые в мире начала борьбу за возвеличивание женского пола. Да, в тот период не было другой силы, кроме Ислама, которая защищала права женщин, ратуя за то, что женщина — полноценный человек, сотворенный Аллахом, поэтому должна быть наделена соответствующими правами. В такой период Ислам начал борьбу во имя того, чтобы женский пол пользовался своими правами как полноправный человек, как часть человеческого рода, кого Всевышний Аллах возвел в почет. Ниспосланные в тот период священные аяты, наряду с изложением основ исламского учения о женщине, строго осуждали невежественные законы и традиции, унижающие женщину. Среди таких пережитков джахилийи самой вопиющей была традиция зарывать живьем малолетних дочерей и гордиться тем, что будущий позор, якобы ожидаемый от них, предотвращен. По свидетельству людей, живших в то время, когда отец 4-5-летней девочки решал зарыть ее живьем, то просил ее мать, то есть свою жену, приодеть девочку в красивые одежды и говорил, что пойдет с ней погулять. Бедная мать, хоть и знала, что такое «пойти погулять», все же не могла противостоять порядкам своего времени. С разбитым сердцем она одевала девочку и отправляла свою кровиночку с беспощадным мужем. А этот изверг под названием «отец» уводил девочку в безлюдное место, давал ей поиграть игрушки, а сам копал яму. Выкопав яму, спускал ее туда, якобы поиграть, и закапывал живьем вместе с игрушками. На извращенных весах «правосудия» джахилийи этот очерняющий сущность человека поступок считался проявлением «высшей степени порядочности». И никто этому не мог противостоять. Первым против этого дикого, бесчеловечного обычая восстал Ислам.

И вот, когда в самом начале суры «Таквир» описываются пугающие картины Судного дня, когда уже наведен страх на всех и возникает вопрос: «А что произойдет в такой день с людьми?», звучит решительный ответ, что первыми в тот день спросят зарытых живьем девочек: по какой причине так жестоко расправились с ними отцы, в чем виноваты эти безвинные малютки? В этой связи последует спрос с тех, кто зарывал их живьем, и тех, кто выносил такое решение.

И в самом деле, почему так безжалостно убивали этих беззащитных малюток? В чем вина этих невинных детей? Ведь они были в таком возрасте, когда еще невозможно провиниться! С точки зрения справедливости эти девочки не были виноваты в чем-либо, они были абсолютно невинны. Но с точки зрения джахилийи того времени вина их очень велика — они родились девочками.

Священный Куръан встал на защиту беззащитных девочек. Он защитил их право на жизнь. То, что в день Суда первым будет спрос с тех, кто зарывал девочек заживо, было запечатлено в аятах, которые в повседневных ибадатах будут читаться во все времена, вплоть до начала Судного дня.

Ислам, будучи последней и совершенной религией Всевышнего Аллаха, вынес на повестку вопрос о необходимости относиться к женщине, как к полноценному человеку. Ислам взялся за пресечение гнета, притеснений и издевательств в отношении женщин.

Ислам в первую очередь объявил, что женщина, так же, как и мужчина, является полноценным, полноправным человеком. Этот смысл неоднократно озвучивается в Священном Куръане.

Всевышний Аллах в суре «Ниса» смилостивился сказать:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души [Адама] и сотворил из нее [души Адама] ее пару [жену], и распространил от них (двоих) много мужчин и женщин» (аят 1).

Следовательно, в человечности мужчина и женщина равны, у мужчины нет превосходства над женщиной.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам провозгласил, что женщины такие же люди, как и мужчины.

Передается от Аиши радияллаху анха:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Воистину, женщины — сродни (состоят в родстве) мужчинам». 

Передал Тирмизи. 

Вместе с тем наша религия начала внедрять исламские законы, порядки, представления, исламскую нравственность и культуру. Поскольку в те времена притеснение женщин, проявление к ним зулма встречались очень часто, соответственно в Исламе им было уделено много внимания.

Одна из длинных сур в Священном Куръане получила название «Ниса» («Женщины»). Другая сура получила название «Муджадала» («Спорящая женщина»), также суру «Талак» («Развод») называют «Малая Ниса». И в других сурах Священного Куръана к вопросам о женщинах наблюдается отношение с особым вниманием. Ярким примером тому являются суры «Нур» и «Ахзаб».

Как подтверждение особого отношения к женщинам, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, кроме общих проповедей и наставлений мусульманской умме, проводил также собрания отдельно для женщин. 

До Ислама у арабов существовал так называемый обряд зихар, при котором мужчина говорил своей жене: «Ты для меня харамна (запретна), как спина моей матери», после чего между супругами устанавливался талак (развод) навсегда, без возможности примирения. Супруга становилась для мужа подобно его матери.

Однажды человек по имени Авс ибн Самит в разгар ярости объявил зихар своей жене по имени Хавла бинт Саълаба. По действовавшим тогда правилам это уже считалось необратимым решением о разводе, навсегда разлучающим мужа и жену. Позже, придя в себя, он стал раскаиваться в содеянном, и сказал жене:

— Наверное, теперь ты стала для меня, как мать.

Хавла же возразила:

— Клянусь Аллахом, это не талак! — после чего, позаимствовав на время верхнее одеяние у соседки, она отправилась к Пророку саллаллаху алайхи васаллам для выяснения этого вопроса. Прийдя к нему, она сказала:

— О Посланник Господа! Мой муж женился на мне, когда я была привлекательна, была богата и блистала умом. Он использовал все мое состояние, отнял у меня мою молодость и ослабил мои умственные возможности, и теперь, когда я достигла преклонного возраста, он объявил мне зихар. Но он раскаивается в этом. Есть ли для нас какой-нибудь выход из этой ситуации, чтобы мы могли снова воссоединиться?

— Ты стала для него запретной, — сказал Пророк саллаллаху алайхи васаллам.

— Клянусь Тем, Кто ниспослал Вам Куръан, он не произносил слова «талак». Ведь он отец моих детей, мой самый любимый человек! — воскликнула Хавла.

— Ты стала для него запретной, — повторил Пророк саллаллаху алайхи васаллам.

— О своей беде и своем одиночестве я жалуюсь Самому Аллаху! Я долгие годы прожила со своим мужем, родила от него детей, — сказала Хавла.

— Ты стала для него запретной, — повторил опять Пророк саллаллаху алайхи васаллам и добавил: — Мне не приходило какое-либо повеление о тебе.

Хавла бинт Саълаба продолжала спорить с Пророком саллаллаху алайхи васаллам, он же повторял, что она стала для мужа запретной, а Хавла в ответ повторяла: «О своей беде и своем одиночестве я жалуюсь Самому Аллаху!».

Во время этого спора Хавла бинт Саълаба говорила:

— Ведь у меня маленькие дети, со мной они станут голодать, а с ним — пропадут! — и, обращая свой взор в небеса, умоляла:

— О Аллах мой! Я умоляю Тебя Одного! О Господь мой! Ниспошли и вложи в уста Посланника аяты, облегчающие мою участь!

Вдруг Пророк алайхиссалам замолк. Возникло состояние, которое обычно бывало в моменты ниспослания ему вахий[1] — аятов Куръана. Через некоторое время, подняв голову, он сказал: 

— Всевышний Аллах ниспослал аяты о тебе и о твоем муже, — и прочитал аяты, которые гласили:

«Несомненно, услышал Аллах слова той, которая препиралась с тобой о своем муже и жаловалась Аллаху, тогда как Аллах слышит ваш спор! Поистине, Аллах — Слышащий, Видящий!» (сура «Муджадала», аят 1).

 

В этих аятах обряд зихар был отменен, а мужьям, отрекшимся от своих жен посредством зихара (уподобляя ее родной матери), было предписано искупление этого греха, то есть совершение каффарата[2].  
[1] Вахий (وحي) — досл. «знамение и тайное слово»; указания Всевышнего Аллаха, ниспосланные Им Своим избранным рабам относительно хидаи и знаний сверхбыстрым, скрытным и сверхестественным способом.

 [2] Каффарат (كفارة) — досл. «тщательное сокрытие чего-либо так, чтобы его вовсе не было видно»; искупление, выраженное имущественным или телесным поклонением для смытия совершенного греха.

Из книги Счастливая семья 
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
Слово .гусл, лексически означает поливание водой поверх чеголибо.В шариате же гуслом называется поливание воды по всему телу с намерением стать ближе к Всевышнему читать полностью

1225 11:30 / 27.08.2019
..первая статьяСлово .никах, лексически означает .соединение,, .совокупление,, .объединение,.По шариату же, никах ndash это связь, посредством которой возникает читать полностью

966 15:00 / 25.02.2019
Раньше такой вопрос не поднимался, так как все прекрасно знали, на кого возложена организация свадебных мероприятий и безоговорочно следовали этому. Сейчас у читать полностью

544 18:00 / 12.08.2019
..Не будет преувеличением, если скажем, что сватовство, осуществляемое родителями или старшинами, и ответы, даваемые таким же образом, стали всеобщим обычаем читать полностью

437 14:25 / 08.07.2019
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью