11. Запирающийся на замок отдельный дом (комната) во дворе у мужа считается достаточным.
То есть даже если в одном дворе находятся другие дома (помещения), в которых живут люди, для жены достаточно иметь здесь дом или комнату с необходимыми помещениями и удобствами для проживания.
12. Муж имеет право не впускать к жене ее родителей и ребенка от другого ее мужа.
Ибо дом принадлежит ему, и он может распоряжаться им по своему усмотрению.
13. (Муж) не имеет права запрещать (ее родственникам) видеться с его женой и говорить с ней, когда им этого захочется.
Ибо никто не имеет права прерывать силатур рахм — родственные узы.
14. Есть утверждение, что «муж не может запрещать жене раз в неделю выходить к своим родителям, а им заходить к своей дочери». Другие махрамы, кроме родителей, (вправе видеться) раз в год. И это правильно.
Среди авторитетных шейхов, высказывавшихся по поводу посещения махрамов, есть улемы, которые отмечали, что «данный срок не должен превышать одного месяца». Но были и те, кто утверждал, что такой срок «не должен превышать одну неделю».
15. Нафака супруги, детей и родителей пропавшего без вести мужчины назначается только с того вида из его имущества, что по праву полагается им.
С имущества пропавшего без вести человека кадий может назначать нафаку только его супруге, детям и родителям. Нафака других родствеников снимается с его бремени. Под выражением «с того вида из его имущества, что по праву полагается им» понимаются те из вещей, что действительно им необходимо. Нельзя давать им что-то другое и говорить: «Вот, продайте это и используйте на свои нужды».
16. В этом случае имущество не должно быть вверенным кому-то, участвующему в сделке мудараба или оно должно быть у того, кто брал средства в долг, и это обязательно должен подтвердить муж. Также никах должен быть признанным либо кадий должен знать этих людей.
То есть если кадий знает об имуществе, никахе и родословной, то сможет вынести решение о нафаке. Потому что знания кадийа считаются доказательством и он, в свою очередь, посредством них имеет право выносить решения (хукмы).
17. Кадий берет с супруги клятву о том, что муж действительно не давал ей нафаку, и требует с нее гарантию (или гаранта, на случай возможного возврата).
Клятва женщины необходима в связи с вероятностью того, что муж перед пропажей мог выдать ей нафаку, а жена может обманывать кадийа. Гарант (гарантия) же нужен на случай, если вернется муж и докажет, что он оставлял жене нафаку в необходимом количестве, и тогда с гаранта можно потребовать выплатить возмещение.
18. (Кадий) не требует предоставления доказательств для возложения нафаки на без вести пропавшего и жене повелевает брать в долг за счет мужа. Он не выносит решения о никахе. Имам Зуфар отметил, что: «(Кадий) выносит решение о нафаке, о никахе же не выносит». В наше время в виду необходимости кадийи следуют этому.
Потому что в этом для людей есть облегчение.
19. Женщине, которой был дан раджъий-талак и баин-талак, которая была разведена по добру (без греха), подобно тому, как при освобождении от рабства и при достижении совершеннолетия, или по причине отсутствия равенства, предоставляется нафака и жилье.
Для этого положения существуют следующие доводы.
Всевышний Аллах в суре «Талак» смилостивился сказать следующее:
«Поселяйте их (женщин) там, где вы живете сами, — по вашему достатку» (аят 6).
Такой же смысл озвучивает и следующий хадис:
Передается от Абу Исхака радияллаху анху:
«Я сидел в большой мечети вместе с Асвадом ибн Йазидом. Шаъби тоже был с нами. Шаъби, рассказав хадис Фатимы бинт Кайс, сказал:
— Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не повелел (предоставить) ей ни жилища, ни нафаку.
Тогда Асвад набрал горстку мелких камней в ладонь и, бросив их в него, сказал:
— Горе тебе! Как ты мог сказать такое?! Умар ибн Хаттаб радияллаху анху сказал: “Мы не оставим Книгу Аллаха и Сунну нашего Пророка из-за слов женщины, о которой мы не знаем, выучила ли она наизусть или позабыла. Такой женщине дается и жилище, и нафака. Аллах азза ва джалла сказал: «Не выводите (не выгоняйте) их [женщин] из их домов [в которых они проживают], и пусть они [сами тоже] не выходят. Разве только они не совершат явную мерзость [прелюбодеяние][1]»”».
Передали пятяро, кроме Бухари.
20. После смерти, развода из-за вероотступничества и целования сына своего мужа (от его другой жены), женщине, отсиживающей идду, нафака не дается.
Потому как идда после смерти выжидается не ради мужа, а ради шариата. А при совершении греха ей не оказывают добра из-за того, что вина лежит на самой женщине.
21. Вероотступничество женщины, которой был дан трехкратный талак, освобождает от нафаки, но не предоставление ею возможности (близости) для сына мужа.
Потому что вероотступница заключается в тюрьму для того, чтобы она покаялась. А заключенной в тюрьму нафака не дается. А в случае, когда она предоставляет сыну мужа возможность вступить с собой в половую близость, такого состояния нет.
III. Свадьба в честь супруги.
Свадьба в честь своей халалной пары является третьим финансоввым обязательством мужчины перед своей супругой. Это дело является мустахабом. Мы детально рассмотрели и проанализировали это и выше. Привели в качестве довода пример Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам — как он устроил свадьбу, когда женился, и велел устраивать свадебное угощение мужчинам из числа своих сподвижников.
Мнение:
Каждый муж-мусульманин должен осознать, что детальное и скрупулезное изучение учения о своих финансовых обязательствах перед своей супругой, их принятие и искреннее следование им являются источником его счастья. И только тогда традиционно обыденная для многих семейная жизнь для него возвысится до уровня ибадата. К примеру, муж занимается дозволенным (халалным) делом ради обеспечения своей супруги, намереваясь выполнить ваджиб-деяние — обеспечить нафакой свою жену. За это он в воздаяние получит награду как человек, выполняющий ваджиб-деяние.
Передается от Āмира ибн Саъда, а он — от своего отца:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Воистину ты будешь получать аджр (воздаяние) за любую нафаку, которую ты делаешь для своей семьи. Даже за пищу, преподнесенную ко рту своей супруги».
Передал имам Ахмад.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Ты дал в нафаку один динар на пути Аллаха. Ты дал в нафаку один динар для освобождения раба. Ты дал в нафаку один динар нищему. Ты дал в нафаку один динар своей супруге. Самого большего воздаяния стоит то, что ты дал своей супруге».
Передали Ахмад и Муслим.
Из данного хадиса нетрудно понять, насколько великим и достойным воздания делом является содержание своей семьи, обеспечение нафакой супруги.
Из книги Счастливая Семья.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.